Советское общество как утверждала официальная идеология состояло. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества? Каковы последствия от усреднения понятий

03.02.2024

На современном этапе развития глобального мирового сообщества к пониманию такой важной социальной категории, как национальная принадлежность, сложилось неоднозначное, двойственное отношение. На это имеется несколько причин.

Социальная общность

Главным образом, раскол во взглядах на понимание природы национальной принадлежности на сегодняшний день наблюдается по линиям стран условного Запада и Востока. В наиболее общем смысле принадлежность к какой-либо группе следует рассматривать как одну из форм социальной общности.

Их существует масса, и все они соответствуют различным критериям. Известны языковые, культурные, религиозные. Наивысшим проявлением социальной общности является принадлежность к цивилизациям. Ученые приводят различные классификации цивилизационных общностей, но в условиях современных реалий целесообразней всего рассматривать 9 основных: западная, исламская, синская, японская, индуистская, южноамериканская, африканская, православная и буддистская.

Данная классификация основана на территориально-географическом и религиозном критериях.

Ещё более высокой формой общности выступает принадлежность к расе, коих традиционно выделяют три: европеоидная, монголоидная и негроидная.

В попытке раскрыть сущность понятия национальной принадлежности следует двигаться от большего к меньшему. Нац. общность - это еще одна форма разделения внутри конкретной цивилизации. В рамках православной, например, выделяют русских, украинцев, белорусов и т. д.

Разность подходов к пониманию на Западе и Востоке

Возвращаясь к вопросу о противоречивом отношении к понятию национальной принадлежности, сразу стоит указать, что в западных странах, в первую очередь в Европе и США, не принято акцентировать внимание на происхождении человека.

Причина тому - гипертрофированная мультикультурная политика. Её цель - упразднить всякие различия по национальному признаку и создать единое, однородное общество.

В западных научных кругах данная концепция получила название «Плавильного котла», пример которого можно наблюдать в Соединенных Штатах. Современная американская общность является производной слияния множества национальностей: это и англичане, и латиноамериканцы, и афроамериканцы, и китайцы, и представители множества прочих национальностей.

Коренные же американцы представляют собой нынче дискриминированное меньшинство, вынужденное жить в резервации, дабы не утратить свою культуру и самобытность. Данный подход к пониманию национальной принадлежности хоть и помогает в определенной степени интегрировать общество, но, тем не менее, содержит и ряд проблемных моментов.

В частности, на примере Европы, где также продвигается политика мультикультурализма, можно наблюдать превалирование выходцев стран из Северной Африки и Ближнего Востока над коренными немцами, французами, англичанами и т. д. Такое положение вещей обусловлено отказом народов Европы от защиты целостности своих наций и их культурного достояния. По мнению стран Запада, разделение по национальному признаку порождает конфликты и противоречия между людьми разного происхождения.

Поэтому в большинстве европейских документов данное понятие истолковывается максимально корректно. «Национальность» в них подразумевает исключительно территориальную принадлежность к какому-либо государству. Гражданство, по сути. А антропологический, культурный и исторический факторы во внимание не принимаются.

Каковы последствия от усреднения понятий?

Смещение акцентов с права на национальную принадлежность в пользу построения универсального общества чревато постепенным размыванием целых национальных идентичностей, что сейчас можно наблюдать на примере Франции, где арабское население преобладает над французским.

С другой стороны, по линии стран постсоветского лагеря можно наблюдать обратную тенденцию. Бывшие советские государства, особенно страны СНГ, склонны проявлять настойчивость в сохранении целостности и поддержании незыблемости своих национальностей.

Все без исключения народы, проживающие на территории России и в ближнем зарубежье, очень трепетно относятся к своему историческому происхождению. Русские, белорусы, украинцы, казахи, армяне, азербайджанцы, грузины - каждый представитель данных общностей чтит и бережет свою национальную историю.

Разница между национальной и этнической принадлежностью

Учитывать её обязательно. Прежде чем определить признаки национальной принадлежности человека, необходимо обозначить отличия таких пересекающихся категорий, как национальность и этнос.

Грань между понятиями очень тонка. Термин нации происходит от этноса. А это - возникшая и устоявшаяся на протяжении истории социальная группа, которая не всегда привязана к конкретной территории, склонная к изоляционизму.

Нация - социальная общность, объединяемая языком, культурой, историей, территорией, особенностями экономической жизни и общим социально-политическим строем. Трансформация этноса в нацию происходит тогда, когда этнос становится субъектом международных отношений. И, соответственно, обретает общемировое признание.

Хоть нация и является производной этноса, это понятие всё равно более многоаспектное, широкое. По итогу оно содержит в своем составе множество этносов. Яркий пример - китайская нация. Она включает этносы ханьцы, хуэйцзу и другие.

Почему стоит сохранять национальную самобытность

Теперь стоит перейти к не менее важной теме. А именно - к признакам национальной принадлежности, которые, собственно, и формируют ту или иную народность. К ним относятся:

  • антропологические характеристики (биолого-физиологические особенности);
  • культурная составляющая (обычаи, традиции, творчество, фольклор);
  • общая лингвистическая база (единый язык, свойственный нации);
  • территориально-географическое место происхождения (не обязательно место проживания, так как многие национальные меньшинства рассеяны по всему миру: еврейская коммуна в Одессе, украинская диаспора в США и Канаде, и т. д.);
  • общая история;
  • существование консолидированного национального стержня, представленного государством с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, политической системой.

Каждая из рассмотренных составляющих представляет собой особую значимость. Утрата хотя бы одной из них является признаком, свидетельствующим о деградации нации и о регрессе данной социальной общности.

Удручающим является факт, что некоторые страны сознательно отказываются от признания уникальности культуры и истории собственной нации лишь из страха задеть чужие чувства. В полноценном обществе осознание и принятие отличий народной индивидуальности не должно быть поводом для общественного порицания. Каждый обязан это усвоить и не бояться определять и указывать свою национальную принадлежность в социуме.

Национальная принадлежность как социальная характеристика

Она является формирующим элементом в процессе социализации граждан. На процесс взросления человека и его становления как личности (главным образом на социальное позиционирование) национальная принадлежность влияет самым непосредственным образом.

В качестве примера стоит привести события в Германии в преддверии Второй мировой войны, когда сильно возросший градус общественной неприязни к евреям побудил их стесняться собственного происхождения и заставил утаивать свою национальность, дабы не подвергаться унижениям и побоям. В данных условиях евреи не просто стали социальными аутсайдерами Западной Европы. Они превратились в заложников своего происхождения. Таким образом, национальная принадлежность в ощутимой мере является детерминантом социального положения человека.

Положения конституции РФ

На них тоже стоит обратит внимание. Точнее, на ту статью, где рассказывается про право на национальную принадлежность. Не углубляясь в философию и абстрактные рассуждения, за обоснованием данного права достаточно обратиться к фундаментальным нормативно-правовым документам, регламентирующим принципы социального устройства государства.

Статья 26 Конституции РФ регламентирует наличие у каждого гражданина нашей страны права на свободное и добровольное определение своей национальной принадлежности. Статьёй предусматривается, что гражданин не обязан предъявлять биологические и документальные доказательства своего происхождения при её выборе.

Данные положения действительны как в случаях рождения гражданина в смешанной семье, где родители являются представителями разных национальностей, так и в случаях, когда он появился в семье одной народности, но вырос в приёмной.

На основе этих двух случаев можно дать совет. Он будет полезен тем, кто не знает, как определять свою национальную принадлежность в документах. Всё просто. Выходец из смешанной семьи абсолютно свободно имеет право указать национальность одного из родителей на собственное усмотрение. А если человек родился в одной семье, а воспитался в другой? Тогда ему следует выбирать национальность, язык, культуру и менталитет, которые он впитал в большей степени.

Русская антропология

На научное осмысление вопрос русской национальной принадлежности был поставлен в конце 19-го века. Именно тогда стали зарождаться антропологические исследования в России. С 1890 по середину 20-го столетия в отечественной науке был окончательно выработан общий «русский портрет».

Отмечается высокая антропологическая однородность русских популяций. Все они обладают одинаковыми разрезами и формой губ, шириной носовой кости и хряща, шириной черепа. По данным параметрам они схожи с популяциями Западной Европы. По абдоминальным параметрам и объемам конечностей русские сродни центральным европейцам.

Есть и другие характеристики:

  • относительно светлая пигментация кожных, волосяных покровов, оттенков глаз; процент светлых оттенков волос составляет примерно 30%, а глаз - 46-50%;
  • средний рост бровных дуг и лицевого волосяного покрова;
  • доминирование высокого горизонтального профиля и средне посаженной переносицы;
  • средняя ширина черепа и лица;
  • слабый наклон лобной части и более малое развитие надбровий.

Напоследок хотелось бы сказать, что все национальности по-своему уникальны и особенны. Каждый должен помнить о своей принадлежности и не допускать дискриминации или ущемления по этому признаку. Потому что все мы живём на одной планете - это наш общий дом.

К малой социальной группе можно отнести:

А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны
В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
А) банковские служащие
Б) петербуржцы
В) избиратели
Г) африканцы
Д) демократы
1) территориальный
2) профессиональный
3) политический

15. Отличительной чертой рыночной экономики является

А. централизованное распределение ресурсов

Б. свободное ценообразование

В. введение подоходного налога Правильный ответ________

Г. товарный дефицит

16. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228, 8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А. спад производства

Б. бюджетный профицит

В. рост инфляции Правильный ответ________

Г. бюджетный дефицит

17. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А. прирожденного статуса

Б. социальной роли

В. достигаемого статуса Правильный ответ________

Г. общественного престижа

18. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А. политический строй

Б. социальную структуру

В. хозяйственный уклад Правильный ответ________

Г. форму государства

19. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А. Правительство

Б. Совет безопасности

В. Федеральное Собрание Правильный ответ_______

Г. Общественная палата

20. Труд, в отличие от общения

А. является видом деятельности человека

Б. оказывает воздействие на личность Правильный ответ______

В. направлен на преобразование окружающей среды

Г. предполагает наличие цели

теста

Буквенные варианты ответов

    Программа вступительного экзамена по обществознанию / Составители: Рогозин И.И. и Горбатенкова М.В.. СПб ТЭИ. 2011.

    Конституция Российской Федерации. М., 2010.

    Боголюбов Л.Н., Аверьянов А.И., Городецкая Н.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание. (базовый уровень). 10 класс. Просвещение.

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание. (базовый уровень). 10 класс. Просвещение.

    Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. (базовый и профильный уровни). 10-11 класс. Просвещение.

    Гуревич П.С, Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 10 класс. Мнемозина.

    Гуревич П.С, Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. Мнемозина.

    Кравченко А.И. Обществознание (базовый уровень). 10 класс. Русское слово.

    Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. Русское слово.

    Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень). 10-11 класс. Вита-Пресс.

    Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 класс. Дрофа.

    Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. Дрофа.

    Никитин А.Ф. Право (базовый уровень). 10-11 класс. Просвещение.

    Никитин А.Ф. Право (профильный уровень). 10-11 класс. Дрофа.

    Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 10 класс.

    Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 11 класс.

    Обществознание. Учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой Л.Н. М. «Просвещение». 2010.

    Обществознание. Учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой Л.Н. М. «Просвещение». 2010.

    Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой Л.Н. М. «Просвещение». 2009

    Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др. М., «Просвещение». 2009.

    Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М., «Просвещение». 2010.

    Двигалева А.А. Обществознание. СПб., 2006.

    Кишенкова О.В. ЕГЭ 2011. Обществознание. Сдаем без проблем. М., ЭКСМО. 2010.

    Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию за курс основной школы: 9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Новый учебник. 2009.

    Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов. СПб.: «Питер». 2008.

    Михайлов Г.Н. Ответы на экзаменационные вопросы по обществознанию. Санкт-Петербург. Из. Дом «Литера». 2006.

Программа вступительных испытаний по истории.

Абитуриент на экзамене должен продемонстрировать комплекс знаний по всему курсу Истории России, начиная с появления восточных славян до сегодняшнего дня современной России.

При подготовке к экзамену он может воспользоваться данной программой, в основе которой лежит примерная программа вступительных экзаменов по Истории, разработанная ППС кафедры СГН ГОУ ВПО ПГТУ.

Разделы программы освещают отдельные этапы всей истории нашего Отечества и содержат вопросы, включенные в экзаменационные билеты.

Программа упрощает процесс подготовки экзаменационных вопросов, давая возможность составить план ответа на экзамен.

Вопросы, касающиеся истории развития культуры России, требуют особого внимания, т.к. часто вызывают сложности. Данная программа поможет Вам разрешить сложную задачу подготовки и сдачи вступительного экзамена по истории России.

Все вопросы экзаменационных билетов взяты только из программы вступительных экзаменов по истории России.

Древнерусское государство (VIII - сер. XII вв.).

Восточные славяне в древности. Происхождение и ранняя история славян. Славяне в эпоху великого переселения народов, их социальная организация и материальная культура. Походы славян в Византию в VI в.

Восточные славяне в VII- VIII вв., их занятия, общественный строй, быт и верования. Образование племенных союзов.

Возникновение государства у восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. Норманнская теория возникновения древнерусского государства и ее современная оценка. Формирования территории древнерусского государства. Первые киевские князья (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Расцвет древнерусского государства. Владимир I. Принятие Русью христианства и его значение. Ярослав Мудрый. Создание первого письменного свода законов «Русская правда». Удельная система и межкняжеские усобицы во второй половине XI- начале XII вв. Владимир Мономах и его эпоха. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в IX- XII вв. Внешняя политика киевских князей.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность. Летописи. Школы и просвещение. Живопись. Художественное ремесло. Зодчество.

Политическая раздробленность Руси (сер. XII - конец XV вв.).

Распад Киевской Руси на отдельные княжества и земли, особенности их развития. Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли.

Борьба с иноземными захватчиками в XIII в.

Монголо-татарское нашествие. Образование Монгольской империи и завоевательные походы Чингисхана. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Монголо-татарское иго и его влияние на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Руси. Народные восстания против монголо-татарских завоевателей.

Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией в XIII в.

Прибалтика в XIII в. рыцарские ордена. Наступление немецких рыцарей на Восток и завоевание ими Прибалтики. Агрессия шведских феодалов и их разгром в Невской битве. Немецкая экспансия. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Великое княжество Литовское. Русские земли в составе великого княжества Литовского.

Становление русского централизованного государства (конец XV - XVI вв.).

Предпосылки объединения русских земель в единое русское государство.

Социальное и экономическое развитие Руси в XIV- XV вв. Развитие сельского хозяйства и ремесла. Рост городов. Развитие торговли и укрепление экономических связей между русскими землями. Рост крупного землевладения.

Северо-Восточная Русь в XIII- начале XIV вв. Возвышение Московского княжества. Борьба Москвы с Тверью. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало освободительной борьбы с Ордой. Сергий Радонежский и духовный подъем русского народа. Куликовская битва и ее значение. Междоусобная война в великом княжестве Московском во второй четверти XV в. Василий II Тёмный.

Завершение процесса объединения русских земель под властью Москвы. Свержение монголо-татарского ига и завоевание политической независимости. Формирование государственного аппарата. Рост международного авторитета Московского государства. Иван III. Василий III. Государство и церковь в XIV- XVI вв.

Культура России в XIV- XV вв.

Развитие единого русского государства в XVI в. Расширение территории. Рост населения. Сельское хозяйство. Поместье и вотчина. Становление крепостничества. Внутренняя и внешняя торговля. Ремесло. Города. Царствование Ивана IV. Социальная борьба. Укрепление государственной власти. Реформы 50-х годов XVI в. Опричнина и ее последствия. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств. Завоевание Западной Сибири. Ливонская война.

Россия в конце XVI - XVII вв.: от Смуты к укреплению государственности.

Смутное время. Предпосылки смуты. Хозяйственное разорение 70-80-х годов XVI в. Обострение социальных противоречий. Борьба за власть после смерти Ивана IV Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Крепостническое законодательство. Воцарение Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. Лжедмитрий I и его политика. Василий Шуйский. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции. «Семибоярщина» и захват Москвы поляками. Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы и воцарение Михаила Романова. Столбовский мир со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей.

Россия при первых Романовых. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство. Закрепощение крестьян. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост городов и торговли. Начало формирование всероссийского рынка. Усиление самодержавной власти. Церковь и государство. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Социальная борьба в XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Освободительная борьба украинского и белорусского народа. Переяславская Рада и воссоединение Украины с Россией. Основные направления внешней политики России. Войны и Речью Посполитой и Швецией. Сибирь в XVII в. Освоение русскими Сибири и Дальнего Востока. Значение присоединения Сибири к России. Нерчинский договор с Китаем.

Культура России в XVII вв. Развитие научных знаний и техники. Литература. Книгопечатание. Иван Фёдоров. Зодчество. Русское народное творчество. Школа и образование. Живопись. Ремесло. Культурные связи с Западной Европой.

Российская империя XVIII - XIX вв.

Русское государство на рубеже XVII-ХVIII вв., его внутреннее и международное положение. Предпосылки петровских преобразований. Борьба в правящих кругах в конце XVII в. Петр I и Софья. Начало преобразовательной деятельности Петра I.

Внешняя политика Петра I. Азовские походы. "Великое посольство". Причины и начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Создание регулярной армии и строительство флота. Основание Петербурга. Вторжение Карла XII в Россию. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота. Ништадтский мир и его значение. Персидский поход. Петра I.

Социально-экономическое и политическое развитие России в первой четверти XVIII в. Экономические преобразования Петра I. Изменения в социальной структуре российского общества. Реформы в сфере государственного устройства. Учреждение Сената. Создание коллегий. Реформы местной администрации. Образование Синода. Табель о рангах. Принятие Петром I императорского титула. Российский абсолютизм и его особенности.

Культура России в первой четверти XVIII в. Реформы в области просвещения. Развитие образования и науки, основание Академии наук. Изменения в быту. Литература. Живопись. Архитектура. Эпоха дворцовых переворотов.

Борьба за власть после смерти Петра I. Екатерина I и Верховный тайный совет. Петр II. Попытка ограничения самодержавия. Анна Иоанновна. Бироновщина. Иван VI. Воцарение Елизаветы и ее внутренняя политика. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Начало присоединения Казахстана к России. Участие России в Семилетней войне. Петр III. Приход к власти Екатерины II.

Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы XVIII в. Сельское хозяйство. Положение крестьянства. Крепостническое законодательство 50-х годов. Помещичье хозяйство. Развитие российской промышленности. Внутренняя и внешняя торговля. Образование общероссийского товарного рынка. Зарождение буржуазных отношений и начало разложения крепостнического хозяйства. Социальная структура русского общества.

Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация церковных владений. Уложенная комиссия. Восстание под предводительством Е.Пугачева. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам, их содержание и значение. Великая французская революция и ее влияние на внутреннюю политику Екатерины II. Начало революционного движения в России. А.Н.Радищев.

Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Георгиевский трактат. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Ясский мир. Участие России в разделах Польши. Дипломатия Екатерины II и французская революция. Декларация России о вооруженном нейтралитете.

Культура России в середине - второй половине XVIII в. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Архитектура. Скульптура. Театр.

Россия в конце XVIII - первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие. Становление капиталистических отношений. Разложение и кризис крепостнической хозяйственной системы. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Помещичье хозяйство и его эволюция. Крестьянское хозяйство. Промыслы. Расслоение крестьянства. Начало промышленного переворота, его сущность и особенности. Социальная структура русского общества.

Внутренняя и внешняя политика Павла I. Павел I и дворянство. Указ о престолонаследии. Политика Павла I в крестьянском вопросе. Военная реформа. Отношения с западноевропейскими государствами. Война с Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Средиземноморская экспедиция эскадры Ф.Ф.Ушакова. Поворот во внешней политике. Дворцовый переворот 11 марта 1801 года.

Александр I и его внутриполитическая программа. Проекты социально-экономических и политических реформ. Негласный комитет. Образование министерств. Указ о вольных хлебопашцах. М.М.Сперанский и борьба в правящих кругах вокруг проектов реформ. Реформа образования.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Конституция Царства Польского и проекты реформ в России. Усиление охранительных начал в политике. Аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика Александра I. Участие России в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Русско-шведская, русско-турецкая и русско-персидская войны.

Отечественная война 1812 года. Вторжение Наполеона в Россию. Отступление русской армии. Народный характер войны М.И.Кутузов. Бородинская битва. Наполеон в Москве. Отступление французской армии, ее разгром. Историческое значение Отечественной войны 1812 г.

Заграничный поход русской армии. Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Декабристы. Формирование мировоззрения дворянских революционеров. Первые тайные организации, Северное и Южное общества. "Конституция" Н.Муравьева и "Русская правда" П.Пестеля. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на юге, их подавление. Значение движения декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Усиление централизации государственного управления. Укрепление репрессивного аппарата. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Политика в области просвещения и печати. Консервация сословного строя. Кодификация законов. Планы преобразований. Николай I и крестьянский вопрос. Реформы П.Д Киселева. Экономическая политика.

Внешняя политика Николая I. Борьба с революционным движением в Европе. Царская дипломатия и Восточный вопрос. Русско-персидская война. Русско-турецкая война. Попытки решения Восточного вопроса в 30-40-е гг. XIX в. Международное положение России на рубеже 40-50-х гг.

Крымская война. Причины и начало войны. Героическая оборона Севастополя. Поражение России и его причины. Парижский мир.

Экспансия самодержавии на Кавказе. Борьба горцев Северного Кавказа за независимость под руководством Шамиля. Завоевание Кавказа. Завершение присоединения Казахстана. Массовые движения во второй четверти XIX в. Польское восстание.

Общественное движение З0-40-х гг. XIX я. Теория официальной народности П.Я.Чаадаев. Славянофилы и западники. Идея социализма в России. В.Г.Белинский, Д.И.Герцен. Петрашевцы.

Культура России в первой половине XIX в.Просвещение. Наука. Русские путешественники. Открытие Антарктиды. Русская литература и ее общественное значение. Архитектура. Живопись. Скульптура. Музыка. Театр.

Россия во второй половине XIX в. Общественный подъем после Крымской войны. Революционная и либеральная тенденции в общественном движении. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Борьба консервативного и реформистского течений в верхах. Александр II и его позиция.

Отмена крепостного права. Подготовка реформы. Борьба в правящих верхах вокруг планов реформы. Акты 19 февраля 1861г., их содержание и значение. Либеральные преобразования 60-70-х гг. XIX в. - движение к правовому государству. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Преобразования в области просвещения и печати. Военные реформы. Реформаторы 60-70-х гг. М.Т.Лорис-Меликов.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Развитие внутреннего рынка. Внешняя торговля. Социальная структура русского общества.

Революционное движение в 60-70-е гг. Революционное народничество и его идеология. "Хождение в народ". «Земля и воля». Переход народников к индивидуальному террору, "народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II. Упадок народничества. Рабочий вопрос и рабочее движение в 60-70-е гг. XIX в. Южнороссийский союз рабочих. Северный союз русских рабочих.

Внутренняя политика самодержавия в 80 - начале 90-х гг. XIX в. Александр III. Контрреформы. Рабочее и крестьянское движение в 80-х - начале 90-х гг. Распространение марксизма в России. Группа "Освобождение труда". Г.В.Плеханов. Народничество в 80-90-х гг. Либеральное движение.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Борьба за отмену условий Парижского мира. Россия и Восточный вопрос. Национально-освободительное движение балканских народов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее итоги. Предпосылки сближения с Францией и франко-русский союз. Завоевание Средней Азии. Освоение Дальнего Востока.

Культура России во второй полотне XIX в. Просвещение. Достижения русской науки и техники. Русская литература. Русская философия. Архитектура, Живопись Музыка. Театр.

Российская Империя в конце XIX - начале XX вв.

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Капиталистическая эволюция России: проблемы и противоречия. Российская промышленность в конце XIX - начале XX в. Политика капиталистической индустриализации страны. С.Ю.Витте. Возникновение промышленных монополий в России. Иностранный капитал в российской экономике. Экспорт капитала из России. Аграрный строй России на рубеже двух веков, его особенности. Социальная структура российского общества.

Назревание революционного кризиса в России в начале XX в. Рабочее и крестьянское движение. Деятельность революционных организаций. Российская социал-демократия. В.И.Ленин. Образование РСДРП, борьба и раскол в российской социал-демократии II съезд РСДРП и возникновение большевизма. Образование партии социалистов-революционеров, ее программа и тактика. Либеральное движение.

Политика самодержавия накануне революции 1905-1907 гг. Борьба течений в правящих кругах по вопросу о путях предотвращения революции.

Революция 1905-1907 гг. в России. Предпосылки революции. События 9 января 1905 г. и начало революции. Стратегия и тактика различных партий в революции. Булыгинская дума. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября. Советы рабочих депутатов. Образование либеральных политических партий (конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября), их программы и деятельность. Консолидация консервативных сил. Союз русского народа.

Московское декабрьское вооруженное восстание.

Государственные преобразования 1906 г. I государственная Дума. П.Д.Столыпин. Развитие революции, революционные выступления в армии и на флоте. Революционный террор. Введение военно-полевых судов. II Государственная Дума. Третьеиюньский переворот. Итоги, особенности и значение русской революции 1905-1907 гг.

Думская монархия. Особенности государственного устройства и политической системы. III Государственная Дума. Программа преобразований П.А.Столыпина. Аграрная реформа, ее основные мероприятия и результаты. Борьба вокруг преобразовательных планов П.А.Столыпина.

Россия накануне Первой мировой войны. IV Государственная Дума. Новый революционный подъем.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX в. Расстановка сил на мировой арене. Формирование военно-политических блоков.

Политика России на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее итоги.

Внешняя политика России в 1905-1914 гг. Сближение России со странами Антанты.

Россия в период Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Военные действия на восточном фронте в 1914 - начале 1917 гг. Влияние войны на экономику России. Политический кризис летом 1915 г. Деятельность оппозиции. Рост массового революционного движения. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция и свержение самодержавии.

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

А5 . Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

А9 . В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А10 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

    наличие системы законодательства

    равноправие и равенство граждан перед законом

    функционирование правоохранительных органов

    наличие суверенитета

А18 . Президент Российской Федерации

А19 . Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

ВАРИАНТ 1
Часть 1
А1. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?
1) производителей и потребителей3) родителей и детей
2) партий и государства4) писателей и читателей
А2. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права3) научный закон
2) норму морали4) правило этикета
А3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.


А4. Что является отличительной чертой науки?
1) обращение к сверхъестественным силам3) воздействие на эмоции людей
2) стремление к достижению объективной истины4) образное отражение идей автора
А5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование3) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование4) высшее профессиональное образование
А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б. Нормы морали устанавливаются государством.
1) верно только А3) верны оба суждения
2) верно только Б4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) труд2) товары3) обмен4) спрос
А8. Отличительной чертой рыночной экономики является
1) централизованное распределение ресурсов3) введение подоходного налога
2) свободное ценообразование4) товарный дефицит
А9. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы — 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают
1) спад производства3) рост инфляции
2) бюджетный профицит4) бюджетный дефицит
А10. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.
1) верно только А3) верны оба суждения
2) верно только Б4) оба суждения неверны
А11. Национальная принадлежность человека является характеристикой его
1) прирожденного статуса3) достигаемого статуса
2) социальной роли4) общественного престижа
А12. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует
1) политический строй3) хозяйственный уклад
2) социальную структуру4) форму государства
А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.
1) верно только А3) верны оба суждения
2) верно только Б4) оба суждения неверны
А14. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
1) Правительство3) Федеральное Собрание
2) Совет безопасности4) Общественная палата
А15. Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов
1) альтернативных3) формальных
2) непрямых4) неравных
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.
1) верно только А3) верны оба суждения
2) верно только Б4) оба суждения неверны
А17. Что является отличительным признаком правового государства?
1)наличие системы законодательства
2)равноправие и равенство граждан перед законом
3)функционирование правоохранительных органов
4)наличие суверенитета
А18. Президент Российской Федерации
1) избирается всенародным голосованием3) избирается Государственной Думой
2) назначается сроком на 5 лет4) утверждается Федеральным Собранием
А19. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?
1) уголовное преступление3) административный проступок
2) дисциплинарный проступок4) гражданский проступок
А20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.
1) верно только А3) верны оба суждения
2) верно только Б4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) принимаются государством3) опираются на представления о добре и зле
2) регулируют жизнь общества4) устанавливают правила поведения
Черты сходстваЧерты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1)расширение круга ядерных держав
2)ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте
3)увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран
4)истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей
5)рост числа начальных школ в ряде стран Африки
Ответ: _________________
В3. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) выдвижение и проверка гипотез1) наука
Б) создание художественных образов2) искусство
В) формирование чувства прекрасного
Г) эстетическое наслаждение
Запишите в таблицу выбранные цифры.
АБВГ

В4. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением одного, относятся к понятию «потребление».
1) ипотечный кредит,2) расходы семьи,3) производство благ,4) стоимость жизни,5) личные сбережения.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ: ___________________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство