Порядок начисления страховых взносов. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов Порядок уплаты налоговых платежей и страховых взносов

30.03.2024

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и другие цели работодателями

Базой в данном случае являются выплаты в пользу физических лиц (оплата труда и другие подобные вознаграждения). Тарифы установлены в ст. 425-429 НК РФ и в ст. 1 закона «О страховых тарифах…» от 22.12.2005 № 179-ФЗ (в части взносов на страхование от несчастных случаев). Действие «несчастных» тарифов, указанных в законе 179-ФЗ, продлено на 2017-2019 годы на основании закона «О страховых тарифах…» от 19.12.2016 № 419-ФЗ.

Тарифы применяются в зависимости от размера базы, вида деятельности и категории плательщика. Кроме того, социальные взносы уменьшаются на суммы произведенных плательщиком соответствующих расходов. К таким расходам относится оплата больничных и различные пособия, перечисленные в ст. 1.4 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Взносы исчисляются ежемесячно и уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца.

Уплата обязательных взносов плательщиками, не являющимися работодателями

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов для них установлен ст. 430 НК РФ. Эти плательщики должны перечислять два вида взносов — на пенсионное и медицинское страхование.

Пенсионные платежи для них состоят из фиксированной и переменной части, а медицинские — только из фиксированной. Переменная часть пенсионных взносов перечисляется плательщиками с годовым доходом, превышающим 300 000 руб. Фиксированные платежи можно перечислять частями в течение отчетного года по любому удобному для плательщика графику. Необходимо лишь полностью завершить расчеты по состоянию на 31 декабря (с учетом правила переноса сроков). Переменную часть взносов, согласно НК РФ, нужно уплатить не позднее 1 июля следующего года.

Уплата обязательных взносов плательщиками, не являющимися работодателями, в 2019-2020 годах

Вид страховых взносов

Доход более 300 000 руб.

Доход не превышает 300 000 руб.

Доход более 300 000 руб.

Взносы на ОПС

Фиксированные взносы в размере 29 354 руб.

Фиксированные взносы в размере 32 448 руб.

Переменная часть в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Взносы на ОМС

Фиксированные взносы в размере 6884 руб.

Фиксированные взносы в размере 8426 руб.

Подробности о страховых взносах ИП можно узнать .

Не знаете свои права?

Какое основание платежа при уплате страховых взносов нужно указывать

Для правильной идентификации перечисленных сумм важно заполнить реквизит «Основание платежа» (поле 106 платежного поручения). Правила его заполнения указаны в п. 7 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Этот реквизит состоит из двух букв и обозначает платеж с точки зрения нормативного акта, на котором он основан. Наиболее распространенными основаниями платежа являются:

  • ТП — обычный платеж за текущий период, осуществляемый в установленный срок;
  • ЗД — задолженность за предыдущий период, которая гасится добровольно;
  • ТР — уплата по требованию налогового органа.

Такая кодировка применяется при перечислении платежей, контролируемых органами ФНС РФ. К ним относятся все страховые взносы, за исключением страхования от несчастных случаев. «Несчастные» взносы контролируются Фондом социального страхования, и здесь следует руководствоваться приложением 4 к приказу № 107н. Согласно п. 5 этого документа в поле «Основание платежа» нужно ставить 0.

Подробнее об уплате страховых взносов в нашей статье «Куда платим страховые взносы на травматизм» .

Порядком уплаты страховых взносов определяется тип применяемого тарифа (переменный или фиксированный) и периодичность уплаты. Оформление платежных поручений по страхвзносам зависит от того, какой контролирующий орган администрирует данный платеж.

Главным источником финансирования пенсий сегодняшних пенсионеров и основой формирования пенсионного капитала работающих граждан служат страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в ПФР. Порядок распределения страховых взносов и своевременная выплата пенсий и других социальных выплат напрямую зависят от наполняемости бюджета ПФР.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 2010 г. изменился порядок уплаты страховых взносов в связи с заменой ЕСН страховыми взносами, уплачиваемыми во все внебюджетные фонды Российской Федерации. Контролировать уплату страховых взносов будет теперь не налоговая служба, а территориальные органы ПФР и Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).
В отличие от единого социального налога, который поступал в федеральный бюджет через налоговую инспекцию и казначейство, пенсионные страховые взносы - это персонифицированные платежи, которые поступают напрямую на счета ПФР и сразу же отражаются на индивидуальных лицевых счетах каждого застрахованного лица по нормативам, установленным Законом № 27-ФЗ.

3.1. Плательщики страховых взносов. Права и обязанности

В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователь, страховщик и застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является ПФР и территориальные органы Фонда. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными липами. ПФР и территориальные органы Фонда действуют на основании Закона об обязательном пенсионном страховании. Территориальные органы фонда создаются по решению правления ПФР и являются юридическими лицами.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут являться негосударственные пенсионные фонды.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются работодатели, которые уплачивают из фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.
К страхователям (плательщикам страховых взносов) относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
2) индивидуальные предприниматели; детективы, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (например, является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), то страховые взносы уплачиваются по каждому основанию.
Иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие и работающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
В случае прекращения работодателем деятельности до конца квартала он обязан представить в территориальный орган Фонда расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления расчета включительно, а также уплатить страховые взносы в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в ПФР.
В случае реорганизации работодателя представление расчетов, а также уплата страховых взносов осуществляются работодателем-правопреемником.
Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в 30-дневный срок в территориальных органах фонда. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета, в том числе с использованием электронных документов, устанавливается страховщиком.
Плательщики страховых взносов имеют право:
получать в ПФР информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации, формы отчетности по страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;
представлять свои интересы в отношениях по уплате страховых взносов лично либо через своего представителя;
присутствовать при проведении выездной проверки и получать копии акта проверки и решений, а также требования об уплате страховых взносов,
требовать от должностных лиц органов территориального фонда соблюдения законодательства о страховых взносах в отношении плательщиков страховых взносов;
обжаловать в установленном порядке акты органов ПФР и дейст вия (бездействие) их должностных лиц;
на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов ПФР или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Плательщики страховых взносов обязаны:
правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;
вести учет начислений страховых взносов на каждого работника, за которого уплачиваются страховые взносы;
представлять в территориальный орган Фонда огчетность и документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов;
выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений законодательства о сграховых взносах;
сохранять в течение шести лет документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов;
уведомлять в письменной форме территориальный орган Фонда об открытии или закрытии счетов в байке в течение семи дней со дня открытия или закрытия таких счетов, о создании или закрытии обособленных подразделений, о реорганизации или ликвидации организаций в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3.2. Порядок уплаты и сроки представления отчетности в ПФР

Порядок уплаты и сроки представления отчетности установлены законом. Все работодатели - юридические лица (без исключения), а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой: адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, - обязаны в течение календарного года (ежеквартально) исчислять обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работника.
Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если эта дата выпадает на выходной или праздничный день, то срок уплаты переносится на ближайший следующий рабочий день. Перечисляемая сумма округляется до целых рублей.
Уплата страховых взносов оформляется отдельным расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства.
Если ранее представление индивидуальных сведений для персонифицированного учета по уплаченным страховым взносам за каждого сотрудника осуществлялось один раз в год, то за 2010 г. данные по уплаченным страховым взносам на каждого сотрудника необходимо представить за полугодие и год: до 01.08.2010 и 01.02.2011.
С 2011 г. ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь обязан представить в территориальный орган Фонда отчетность в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в целом за всех работающих у него застрахованных лиц на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Форму расчета можно получить в электронном виде в территориальном органе фонда по месту регистрации страхователя.
Работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек, обязаны представить расчеты в электронном виде по установленным форматам с электронно-цифровой подписью. С 2011 г. аналогичное требование будет предъявляться к работодателям, имеющим среднесписочную численность 50 и более работников.
В целях экономии времени работодателю целесообразно подключиться к системе электронного документооборота ПФР (СЭД ПФ) через Интернет и со своего рабочего места представлять в территориальные управления ПФР и ФСС РФ:
индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованных лиц в отчетный период;
индивидуальные сведения для назначения пенсии работникам в межрасчетный период;
заявления работников о вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены страховые взносы работодателя, ежеквартально;
расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (в ПФР и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)).
Электронный документооборот с ПФР позволит направлять отчетность в любое время, в том числе и в выходные дни.
Для страхователей, подключенных к СЭД ПФ, территориальными органами фонда предусмотрена система поощрения: заключение соглашения о развитии взаимодействия, предоставление индивидуальных консультационных услуг, обслуживание сотрудников страхователя в специальном режиме.
За счет синхронизации информационного и финансового потока предполагается получить значительный эффект в качестве как администрирования, так и своевременного учета пенсионных прав граждан.

С 2010 г. изменился порядок распределения общей суммы страховых взносов. Отменена регрессивная шкала. Теперь страховые взносы начисляются не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного работника с учетом премий и иных выплат по единой ставке - 415 ООО руб. в год (страхуемый заработок). Свыше этой суммы взносы не уплачиваются. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. отбрасывается. Если же сотрудник работает в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации.
Такой порядок позволит обеспечить государственное регулирование пенсионных прав разных категорий граждан независимо от размера их заработка и гарантировать выполнение государством своих обязательств.
Такие ограничения установлены не только в нашей стране. Во всем мире есть подобные ограничения на участие в государственной системе пенсионного страхования. Если гражданин пожелает, чтобы его пенсионный капитал пополнялся сверх этого, созданы необходимые условия для самостоятельного формирования дополнительного пенсионного капитала путем участия в добровольных пенсионных программах.
Базой для начисления страховых взносов являются выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам (если стороной договора является автор). С выплат лицам, к которым перешли исключительные права автора по договору или по иным основаниям, страховые взносы не начисляются.
С вознаграждений по гражданско-правовым договорам по-прежнему не придется платить взносы в ФСС РФ. Не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым соглашениям, договорам авторского заказа в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, т. е. не являющихся постоянно или временно проживающими в Российской Федерации.
В целях оперативного назначения пенсий и учета начисленных страховых взносов в полном объеме на дату назначения трудовых пенсий изменилась периодичность представления отчетности по персонифицированному учету.
Размер перечисляемых средств (пенсионных взносов), как и сейчас, будет зависеть от пола и возраста застрахованного лица. Так, с выплат работникам 1966 года рождения и старше вся сумма страховых взносов (но ставке 20%) направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. А с выплат работникам, которые моложе, страховые взносы перечисляются двумя платежами: 14% - на финансирование страховой части пенсии и 6% - накопительной части.
Для компаний и предпринимателей, применяющих упро щенную систему налогообложения или уплачивающих единый налог на вмененный доход, в 2010 г. налоговая нагрузка на фонд оплаты труда также не менялась: было необходимо платить лишь пенсионные взносы по ставке 14%.
Таким образом, в 2010 г. максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составляла 107 900 руб. (415 000 руб. х 26%), для организаций, применяющих специальные налоговые режимы: 58 100 руб. (415 000 руб. х х 14%). При этом размер предельного годового заработка подлежат индексации в соответствии с ростом средней заработной платы.
В 2010 г. для всех страхователей (за исключением лиц, применяющих пониженные тарифы страховых взносов) применялись следующие тарифы страховых взносов.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для следующих категорий страхователей:
1) сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

Для лиц 1967 года рождения и моложе
15,8% 15,8% 9,8% 6%
2) организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог:
Тариф страхового взноса в ПФР На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
10,3% 10,3% 4,3% 6%

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резитента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; применяющих упрошенную систему налогообложения; уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами; общественных организаций инвалидов:

Тариф страхового взноса в ПФР На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
14% 14% 8% 6%
4) хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями, и организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны:
Тариф страхового взноса в ПФР На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
14% 14% 8% 6%

В течение переходного периода пониженные тарифы применяются организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, при выполнении следующих условий:
наличии документа о государственной аккредитации организации;
доля доходов от оказания услуг (выполнения работ) составляет не менее 90%, причем сумма доходов определяется по данным налогового учета организации;
средняя численность работников составляет не менее 50 человек.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из вышеуказанных условий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором выявлено несоблюдение данных условий или аннулирована государственная аккредитация;
5) организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-Ф «Об инновационном центре «Сколково»», в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника проекта:

В целях контроля обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов их плательщиками налоговые органы по запросу органов контроля:
предоставляют органам контроля в электронной форме необходимую информацию об уплате страховых взносах;
участвуют вместе с органами контроля в проводимых выездных проверках.
После завершения переходного периода (с 2011 по 2014 г.), во время которого для организаций предусмотрены пониженные тарифы, страховые взносы будут начисляться в общем порядке. Это же касается организаций, использующих труд инвалидов.
С 2011 г. налоговая нагрузка существенно вырастет за счет ставок пенсионных и медицинских взносов и в результате вместо 26% организации будут перечислять с выплат работникам во внебюджетные фонды 34% (рис. 2):

Причем закон устанавливает, что страхователи, применяющие упрощенную систему налогообложения либо уплачивающие единый налог на вмененный доход, будут уплачивать пенсионные взносы по единому тарифу.
Изменение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые будут действовать в ближайшей перспективе, представлены в следующей таблице.

Уплата страховых взносов не коснется лиц, получающих пособие по безработице, компенсационные выплаты - по возмещению вреда, причиненного здоровью, натуральное довольствие.
Переходный период и пониженные тарифы установлены лишь для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности, сельскохозяйственных производителей, общественных организаций и предприятий инвалидов, а также индивидуальные предприниматели в особой экономической зоне. Переход к полной ставке страховых тарифов будет происходить постепенно - с 2011 по 2015 г. Для этого налогоплательщики указанных категорий должны предоставить в территориальные органы ПФР документы, подтверждающие их особый статус.
В переходный период, будут применяться следующие ставки страховых взносов.

Для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г., бюджетных научных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, переходный период установлен с 2011 по 2019 г. К этой категории граждан применяются следующие тарифы страховых взносов:

Что касается индивидуальных предпринимателей, то как и прежде, они будут уплачивать страховые взносы в ПФР в размере, определяемом по цене стоимости страхового года независимо от суммы полученного дохода. Однако порядок ее расчета с 01.01.2010 изменился. Стоимость страхового года теперь будет исчисляться по формуле.
Стоимость страхового года - МРОТ1 X тариф пенсионных взносов (20%) х 12.
Рассчитаем размеры фиксированных платежей индивидуального предпринимателя (ИП). Для расчета страховых взносов применяется МРОТ, действовавший на 01.01.2010 (4330 руб.).
Сумма фиксированных платежей ИП за себя в 2010 г. составила 12 002,76 руб., из них:
- в ПФР - 10 392 руб. (4330 руб. х 20% х 12 мес,);
- ФФОМС - 571,56 руб, (4330 руб. х 1,1% х 12 мес.);
- ТФОМС - 1039,20 руб. (4330 руб. х 2% х 12мес.).
Если МРОТ останется прежним, фиксированный платеж для
ИП в 2011 г. увеличится и составит 16 159,56 руб.:
- в ПФР - 13 509,60 руб. (4330 руб. х 26% х 12 мес.);
- ФФОМС - 1610,76 руб. (4330 руб. х 3,1% х 12 мес.);
- ТФОМС - 1039,20 руб. (4330 руб. х 2% х 12 мес.).
Таким образом, ст. 12 Закона № 212-ФЗ значительно увеличен размер фиксированных платежей для ИЛ по сравнению с 2009 г.
Особенно чувствительной налоговая нагрузка будет для тех предпринимателей, которые ведут незначительную, эпизодическую деятельность либо сохраняют статус предпринимателя на всякий случай, сдавая нулевую отчетность, поскольку обязанность уплаты фиксированных взносов для ИП не связана с фактическим осуществлением деятельности.
Предельный годовой заработок для уплаты страховых взносов - не менее 415 ООО руб. (подлежит ежегодной индексации). Свыше этой суммы страховые взносы не взимаются.

3.4. Перечень необлагаемых выплат МРОТ

Базой для начисления страховых взносов являются все выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, оказания услуг), за исключением
- минимальный размер оплаты труда.?
выплат, на которые не начисляются страховые взносы (ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Не облагаются страховыми взносами государственные пособия (по безработице, беременности и родам) и все виды компенсационных выплат, связанных:
с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
бесплатным предоставлением жилых помещений, коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия или выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
гибелью военнослужащих или госслужащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
расходами в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
трудоустройством работников, уволенных в связи:
- с сокращением численности или штата;
- реорганизацией или ликвидацией организации;
- прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
- прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката;
- прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность) и возмещение командировочных расходов;
получением алиментов и пенсий, за исключением:
выплат в денежной форме за работу в тяжелых и опасных условиях труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных нище вых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, осущест вляемых российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания;
выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
Не начисляются страховые взносы на суммы единовременных выплат:
в связи со стихийными бедствиями, и другими чрезвычайными обстоятельствами;
в связи со смертью члена (членов) его семьи независимо от суммы;
работникам при рождении ребенка, но не более 50 ООО руб. на каждого ребенка;
взносы работодателя, уплаченные в рамках программы государственного софинаисироиания пенсий, но не более 12 ООО руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого они уплачивались;
суммы страховых платежей на обязательное страхование работников по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, а также суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях*
стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;
суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;
оплату за обучение по основным и дополнительным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников;
суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службе;
суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации;
суточные, а также другие целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, если это подтверждено документально;
суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователям, а также судьями федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

3.5. Полномочия органов ПФР по взысканию страховых взносов

С 2010 г. функция администрирования - контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование работающих граждан - от налоговых органов передается ПФР.
Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и расходы на выплату социальных пособий будет администрировать ФСС РФ.
Уже занимался администрированием страховых взносов с 1991 г. до момента введения ЕСН в 2002 г. ЕСН был введен с Q1-01.2001, заменив собой страховые взносы, уплачива в государственные внебюджетные фонды, емые v елью введения налога было упрощение процедур исчислений Уплаты обязательных социальных платежей за счет количества оформляемых документов и уменьшения числа контролирующих органов.
ідам образом, просуществовав девять лет, механизм обя зате;1ЬНого государственного страхования (аккумулирующий огооьіе сРедства) вновь подвергнут радикальным измененив СВЯЗИ с проводимой пенсионной реформой, будет также осуществлять учет платежей, зачет и возт сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также взыскан задолженности по платежам.
Обнаружив факт излишней уплаты страховых взносов, терриальный орган Фонда обязан сообщить об этом страхователю в течение 10 дней. Страхователь (работодатель) в свою 0едь может подать заявление в орган ПФР о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей. Возврат суммы изли1цне уплаченных страховых взносов при наличии у страхователя задолженности осуществляется только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения ценности. Заявление о зачете или возврате суммы страхователь может подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы {(роме того, ПФР вправе представлять поручения банку на списан со счета страхователя и перечисление в соответствующий бюджет необходимых сумм, что значительно ускорит п оііеДУРУ взыскания и погашения задолженности по страхойзносам. При недостаточности или отсутствии средств на ВЫМ Р ГТуТЧТ счета* страхователя орган ПФР может взыскать взносы за счет тгества. Взыскание с физических лиц, не являющихся инди имуш видувши предпринимателями, осуществляется в судебном порядке о фр не занимается собственно выплатой пенсии, он лишь печїїсляет необходимые для этого средства органам социальной зашиты, которые ведут расчеты с пенсионерами.
Органами ПФР и ФСС РФ будут проводиться камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка обычно проводится в офисе территориального органа фонда в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по страховым взносам (ранее камеральные проверки по уплате страховых взносов проводила налоговая инспекция).
Выездные проверки специалисты ПФР и ФСС РФ будут проводить совместно на основании ежегодного плана проверок (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ) по местонахождению организации или по месту жительства, если страхователь является физическим лицом. При этом представители ПФР будут проверять уплату страховых взносов в свой фонд и фонды обязательного медицинского страхования, а ФСС РФ - отчисления в социальный фонд и расходы на пособия.
Документальная выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев. В отличие от налоговой проверки этот срок, не будет увеличиваться ни при каких обстоятельствах. При этом выездная проверка может быть приостановлена по следующим основаниям:
1) истребование документов;
2) получение информации от иностранных государственных органов;
3) перевод представленных документов на русский язык.
Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев (по второму основанию шестимесячный срок может быть продлен еще на три месяца).
В первую очередь проверяются ликвидируемые и реорганизуемые предприятия.
Проверяющие вправе потребовать от организации письменные объяснения, если по сданному расчету возникнут вопросы. Кроме того, они вправе истребовать документы, подтверждающие правильность исчисления и перечисления страховых взносов (как при камеральных, так и при выездных проверках). А специалисты ФСС РФ могут проверить и обоснованность расходов организации на выплату пособий по обязательному социальному страхованию.
Организация может обжаловать решение по выездной или камеральной проверке либо в вышестоящий орган, либо сразу в суд.

3.6. Виды обязательного страхового обеспечения

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
трудовая пенсия по старости;
трудовая пенсия по инвалидности;
трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;
единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;
социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Обязательное страховое обеспечение финансируется за счет средств бюджета ПФР, который формируется за счет:
страховых взносов;
средств федерального бюджета;
сумм пеней и иных финансовых санкций;
доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение. Контроль за целевым использованием денежных средств осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, установленных федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О погребении и похоронном деле».

3.7. Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

В Законе № 212-ФЗ предусмотрены финансовые санкции к плательщику страховых взносов за просрочку представления не только годовой отчетности, но и квартальных расчетов в виде штрафа в следующих размерах.

Вид нарушения Размер штрафа
За непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
За непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного законом срока 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов 20% от неуплаченной суммы страховых взносов; в случае умысла - 40% неуплаченной суммы страховых взносов
За непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов 50 руб. за каждый непредставленный документ.

3.8. Ответственность за нарушение налогового законодательства

В соответствии с Законом № 56-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей, в том числе в части осуществления контроля за правильным начислением и своевременной их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование применяются нормы налогового законодательства.
Налоговым законодательством предусмотрены штрафные санкции, как за непредставление документов, так и за несвоевременное перечисление обязательных платежей налогоплательщиком.

Вид нарушений Штрафные санкции
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе независимо от продолжительности просрочки Штраф в сумме 10 ООО руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ)
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе Штраф в размере 10% от доходов, полученных за этот период, но не менее 40 ООО руб. (п. 2 ст. 116 НКРФ)
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок Штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате по данной декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 руб. в зависимости от периода просрочки (п. 1 ст. 119 НКРФ)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде Штраф в сумме 200 руб. за каждый документ, не представленный налогоплательщиком (ст. 119.1 НКРФ)
Нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Отсутствие регистров Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 40 ООО руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ)
Вид нарушений Штрафные санкции
налогового учета и систематическое неправильное отражение хозяйственных операций в данных регистрах
Несоблюдение порядка владения имуществом, в отношении которого налоговый орган принял обеспечительные меры в виде залога Штраф в сумме 30 ООО руб. (ст. 125 НК РФ)
Отказ организации предоставить по запросу инспекции документы со сведениями об ином проверяемом налогоплательщике Штраф в сумме 10 ООО руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ)
Неуплата или неполная уплата сумм обязательного платежа Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не более 40 ООО руб. (п. 1 и Зет. 122 НКРФ)
Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса Штраф в сумме 5000 руб.; за те же деяния, совершенные более одного раза, - 20 ООО руб. (ст. 129.1 НКРФ)
Составление экспертом заведомо ложного заключения Штраф в сумме 5000 руб. (п. 2 ст. 129 НК РФ)
Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру помещения при проведении проверки Штраф в сумме 10 ООО руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ)

Штрафные санкции, назначенные до 2 сентября 2010 г. после этой даты взыскиваются только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией НК РФ (п. 13 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страховании регулируются Конституцией Российской Федерации, законами № 167-ФЗ, № 165-ФЗ, № 212-ФЗ, № 17Э-ФЗ и № 27-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

4. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

5. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

6. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

7. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках.

8. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом , а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. В случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, плательщики страховых взносов также обязаны представлять ежеквартально в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, документы, подтверждающие членство в студенческом отряде обучающихся и форму их обучения в период такого членства. Информация о студенческих отрядах, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, предоставляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной молодежной политики, в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Обособленные подразделения , которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица.

Уплата страховых взносов осуществляется работодателем за счет собственных средств. Объектом начисления и уплаты страховых взносов являются зарплатные выплаты работникам. О том, как корректно совершать платежи по страховым взносам, рассказывается в данной статье.

Порядок перечисления платежей по страховым взносам

Уплата страховых взносов осуществляется ежемесячно за всех работников общей суммой с разбивкой по соответствующим фондам.

Перечисление производится отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Уплата страховых взносов осуществляется банковским переводом без комиссии (ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)).

Платеж в Пенсионный фонд совершается общей суммой без разделения на накопительную и страховую части пенсии (ст. 22.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее — Закон № 167-ФЗ)).

Распределением денежных средств занимаются сотрудники фонда самостоятельно на основании выбранной застрахованным лицом системы пенсионного обеспечения (ст. 33, 33.1 Закона № 167-ФЗ).

Заметим, что с 1 января 2015 года сумму при уплате страховых взносов необходимо указывать в рублях и копейках.

Во избежание ошибок при уплате страховых взносов Пенсионный фонд рекомендует пользоваться «Кабинетом плательщика страховых взносов» на сайте фонда, в разделе «Электронные сервисы» (Информация ПФР от 5 января 2015 года).

Срок уплаты страховых взносов

Крайний срок уплаты страховых взносов на обязательное страхование — 15-е число месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. В случае если 15-е число приходится на нерабочий день, срок переносится на ближайший рабочий день (ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При просрочке уплаты страховых взносов на сумму задолженности начисляются пени. Также сотрудники органов контроля фондов могут привлечь неплательщиков взносов к ответственности (ст. 18, 25, 47 Закона № 212-ФЗ).

Правила оформления платежного поручения

Правила оформления платежного поручения на уплату страховых взносов регламентированы приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Общие правила заполнения платежных документов приведены в положении Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». В приложениях к данному положению приведены реквизиты всех платежных документов и описание порядка их заполнения.

В свою очередь, чтобы уплата страховых взносов прошла без ошибок, сотрудники Пенсионного фонда рекомендуют использовать для оформления платежных документов электронный сервис «Кабинет плательщика взносов» на официальном сайте ПФР.

  • Раздел п. Налогообложение организации
  • Глава 3. Налог на добавленную стоимость
  • 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
  • 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
  • 3.3. Налоговая база
  • 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
  • 3.6. Налогообложение экспортных операций
  • Глава 4. Акцизы
  • 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
  • 4.2. Объект налогообложения акцизами
  • 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
  • 4.4. Порядок исчисления акцизов
  • 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
  • 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
  • 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
  • Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
  • 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
  • 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
  • 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
  • Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
  • 6.1. Упрощенная система налогообложения
  • 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Глава 7. Налог на имущество организаций
  • 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
  • 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
  • 7.3. Налоговые льготы
  • 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
  • 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Глава 9. Платежи за природные ресурсы
  • 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
  • 9.2. Платежи за пользование недрами
  • 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
  • 10.1. Таможенные пошлины
  • 10.2. Государственная пошлина
  • 10.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
  • 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
  • 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
  • 11.3. База для начисления страховых взносов
  • 11.4. Тарифы страховых взносов
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
  • 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • Раздел III. Налогообложение физических лиц
  • Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
  • Глава 13. Налог на доходы физических лиц
  • Глава 14. Налог на имущество физических лиц
  • Раздел IV. Налоговый контроль
  • Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
  • 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
  • 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
  • Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
  • Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов

    Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщи­ками страховых взносов первой группы, производящими выплаты в пользу физических лиц, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

    Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, под­лежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму про­изведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспече­

    ния по указанному виду обязательного социального страхования в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

    В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого кален­дарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных -для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчет­ного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и та­рифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. При этом расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами -первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календар­ный год.

    В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обяза­тельный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календар­ного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляет­ся ежемесячный обязательный платеж.

    Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов второй группы, не производя­щими выплат физическим лицам, производится ими самостоятельно. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования и территори­альных фондов обязательного медицинского страхования.

    11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов

    Плательщиками обязательных страховых взносов являются страхо­ватели.

    Страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательно­му социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

      физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

      физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекае­мые к труду страхователем.

    Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачи­вать страховщику страховые взносы. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику стра­ховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.

    При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выпла­ты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, ус­луги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.

    Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхово­го тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

    Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессио­нального риска (всего 32 класса), устанавливаются федеральным зако­ном. Например, тариф страховых взносов для I класса установлен в раз­мере 0,2%, для XXXII класса - 8,5 %.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уп­лачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов:

    1) организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансиро­вания выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соот-

    ветствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым догово­рам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп; 2) следующими категориями работодателей:

    а) общественными организациями инвалидов (в том числе создан-ными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов ко-торых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80процентов;

    б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит извкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднеспи-сочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а долязаработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25процентов;

    в) учреждениями, которые созданы для достижения образователь-ных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказа-ния правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родите-лям, единственными собственниками имущества которых являются ука-занные общественные организации инвалидов.

    Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

    Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, определенных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Фе­дерации, утверждаемого федеральным законом.

    Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расхо­дов на содержание страхователя.

    Надбавки к страховым тарифам и штрафы уплачиваются страхова­телем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сме­ты расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли отно­сятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

    Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходова­ния средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Фе­дерации.

    Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заклю­чившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установлен­ный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организа­циях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхо­вателем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании граждан­ско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.

    © advancerealty.ru, 2024
    Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство