Оформление земли под многоквартирным домом. Зачем делать межевание земельного участка под многоквартирным домом? Как делает межевание придомовой территории многоквартирного дома

13.03.2024

Межевание придомовой территории многоквартирного дома не так хорошо известно по сравнению с межеванием участка, прилегающего к частному дому. С другой стороны, необходимо заметить, что особенности этой процедуры в данном случае значительно отличаются. В частном доме речь идёт о частной собственности на землю, которую можно реализовать в достаточно широких пределах. В многоквартирном доме ситуация другая. Межевание территории многоквартирного дома (не только земли под многоквартирным домом) способно создать важные преимущества для его жильцов.

Многие люди проживают не в отдельных частных домах со своим земельным участком, а в больших многоквартирных домах, насчитывающих в своём составе десятки или сотни квартир. Как правило, большое значение имеет право собственности на жильё. Однако в многоквартирных домах не так явно стоит вопрос о приватизации окружающего участка земли, как в случае с частным домом, где живёт только одна семья. В последнем случае понятно, почему важно вовремя оформить право собственности на землю. А в случае многоквартирного дома (межевание земельного участка многоквартирного дома) этот вопрос ещё требует своего прояснения.

На самом деле, оформление территории, окружающей большой многоквартирный дом, в частную собственность имеет свои преимущества, хотя и связано с определёнными дополнительными затратами.

Какие выгоды можно получить, если пройти процедуру оформления:
  1. Прежде всего речь идёт о совместном владении данной землёй. С одной стороны, при этом коллектив собственников должен на общем собрании определить ответственных за те или иные организационные вопросы лиц. Выборные представители от коллектива будут решать различные вопросы, которые будет ставить сообщество собственников относительно рассматриваемой территории. С другой стороны, на этом месте можно будет создавать те объекты, которые нужны для этого дома.
  2. Имея право собственности, можно будет оградить себя от разного рода нежелательных арендаторов, которые по тем или иным причинам могут усложнять повседневную жизнь жильцов. Речь может, например, идти о развлекательных центрах с громкой музыкой в позднее время или об организации на придомовой территории промышленного цеха. Имея право собственности на землю, такие вещи можно будет предотвратить.
  3. Если процедура была проведена, то это даст возможность участвовать в программах по капитальному ремонту здания и территории за государственный счёт.
  4. Возникает возможность наладить уборку придомовой территории на регулярной основе, заключив соответствующие договоры с придомовой компанией.
  5. Ещё один аспект относится к конкуренции. О правилах формирования границ участка будет сказано далее, однако в данной системе имеются неясные места, которые позволят тем, кто провёл межевание придомового участка, несколько расширить свою землю за счёт тех, кто пока ещё оформления не провёл.
  6. Дополнительно к предыдущему пункту можно указать на то, что пока нет собственности на указанную территорию, там могут появиться не только арендаторы муниципальной земли, но и самовольные захватчики земли, например, для установки своих торговых киосков.
  7. Жильцы дома коллективно смогут сдавать придомовую землю в аренду таким образом, чтобы доходы от неё поступали в распоряжение всего дома.
  8. При наличии соответствующего желания можно будет оградить территорию забором, чтобы ограничить наличие в этом месте посторонних лиц.

Конечно, при принятии данного решения есть не только положительные, но и отрицательные стороны. Одна из наиболее важных состоит в том, что в этом случае резко возрастут расходы жильцов.

Почему это так:
  1. Владея землёй, придётся платить за неё земельный налог в соответствии с нормами законодательства.
  2. Выбрав уполномоченных для определённой работы лиц, скорее всего, им необходимо платить зарплату, которая будет формироваться за счёт взносов жильцов.
  3. Создание на собственной земле объектов благоустройства также придётся оплачивать из собственного кармана.
  4. Кроме этого, если на рассматриваемой территории уже имеются объекты аренды, им придётся перезаключать соответствующий договор уже с новым собственником, а в отдельных случаях это может стать достаточно утомительной проблемой. В некоторых случаях это может вылиться в судебную тяжбу.

Нужно также понимать, что речь идёт именно о совместной собственности на эту территорию жилого дома. При этом никакой единоличной земли здесь не предвидится.

Для решения любого вопроса потребуется мнение большинства жильцов и чётко организованное взаимодействие между ними в подобных вопросах.

Если решение о межевании придомового участка земли принято, для того, чтобы провести межевание, необходимо будет предпринять ряд шагов:

Важным моментом является согласие в вопросах межевания собственников помещений в доме. Это избавит от многих проблем в будущем.

В этом разделе был показан общий порядок проведения оформления участка земли. Далее - о деталях этого процесса для многоквартирных домов.

Здесь будет рассмотрен конкретный порядок действий.

  1. Проводится общее собрание жильцов. Простым большинством голосов принимается решение о межевании придомового участка земли. Выбирают уполномоченных представителей, которые будут непосредственно заниматься данным процессом. Итог собрания - соответствующий протокол. В нём должны быть указаны: место проведения, повестка собрания, присутствующие жильцы, какое решение принято, кто выбран в качестве уполномоченных.
  2. Делается обращение в городскую Администрацию или в другой соответствующий орган местной власти. У них получается в итоге предварительный примерный план межевания. Для этого необходимо составить пакет документов, который включает в себя следующие бумаги: протокол собрания и предварительный проект придомовой территории для межевания. Потребуется также составить заявление о рассмотрении данного вопроса.
  3. Документ, который был получен в Администрации на предыдущем этапе, служит основой для обращения в лицензированную проектную организацию, которая в итоге разработает официальный проект межевания территории.
  4. Официальный проект межевания рассматривается собранием жильцов дома и проходит процедуру утверждения.
  5. Уполномоченные лица нанимают кадастрового специалиста для составления межевого плана.
  6. С таким документом происходит обращение в территориальное отделение Росреестра для постановки на учёт в Едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимости. Для этого потребуется сам межевой план, заявление о постановке на кадастровый учёт, а также те документы, которые подтверждают полномочия представителя (обычно это паспорт и соответствующая оформленная доверенность). План должен быть представлен не только на бумаге, но и на электронном носителе. Срок рассмотрения такого вопроса не превышает двух недель.

Важно заметить, что получение свидетельства на право собственности не является обязательным, но может быть сделано по желанию собственника.

Само право собственности на недвижимость является окончательно установленным в результате оформления соответствующей записи в Единый реестр.

Выдача выписки из реестра на этот факт не влияет.

Процесс определения границ рассматриваемого участка может проходить самым различным образом.

Условно говоря, межевание дома может выполняться в двух крайних вариантах:
  • территория непосредственно под самим многоквартирным домом с очень небольшой территорией, к нему прилегающей;
  • территория, взятая максимально возможным образом.

Понятно, что окончательное решение будет лежать где-то в указанных пределах. В последнем варианте могут рассматриваться спорные места на границе с другими владельцами недвижимости или бесхозные земли, которые, на первый взгляд, никому не принадлежат.

Как же в реальности происходит определение требуемых границ:
  1. Прежде всего, они обсуждаются на общем собрании собственников квартир в многоквартирном доме. В частности, это обычно происходит на том собрании, где принималось решение о проведении процедуры межевания.
  2. В некоторых случаях возможны спорные ситуации с другими собственниками, проживающими в соседних многоквартирных домах. В этом случае проводится землеустроительная экспертиза, а спорные ситуации аргументировано обсуждаются. В крайних случаях, когда к согласию прийти не получается никоим образом, спорная ситуация может быть разрешена посредством обращения в суд.
  3. Территория должна включать сам дом и элементы благоустройства, которые имеют к дому самое непосредственное отношение.
  4. В эту территорию не могут входить проезды или другие объекты, которые имеют муниципальное значение.
  5. При таком планировании обязательно надо учесть проведённое муниципальными властями градостроительное зонирование.
  6. На расположение границ влияют различные придомовые объекты. Это могут быть котельные, дворовые уличные туалеты, если в самом доме их нет. Сюда относятся детские площадки или участки земли, которые непосредственно прилегают к выходу из подъездов.
  7. Если рядом с домом имеются зоны рекреации, то их нельзя включать в придомовую территорию.
  8. Некоторые участки земли имеют такой статус, при котором их отчуждение запрещено. Их также нельзя включать в рассматриваемые здесь участки.
  9. Если под землёй проходит отопительная труба, то её не включают вместе с охранной полосой в несколько метров с каждой её стороны.

Решение принимается с учётом этих и некоторых других факторов, которые необходимо учитывать.

Каждый собственник квартиры имеет право быть долевым собственником придомового участка земли.

При этом не имеет значения тот факт, что речь идёт:
  • о единоличном хозяине квартиры;
  • о том, кто ею владеет, как долевой собственностью;
  • о собственнике нежилого помещения.

Если жилец планирует продать принадлежащую ему квартиру и собирается переселиться в другое место, то соответствующий участок переходит в долевую собственность тому, кто купил у него квартиру. Такой способ действий, как выдел своей личной доли в натуре по отношению к данному типу участков законом запрещён. Невозможно отделить данный вид собственности на землю от собственности на само жильё и продать землю отдельно от жилья.

При определении границ рассматриваемого участка не стоит забывать, что земля является исключительно ценным ресурсом. Особенно сильно это проявляется в больших городах.

Уделить наибольшее внимание формированию границ участка имеет смысл на самом раннем этапе, когда выработанный на собрании план передаётся на рассмотрение в местную Администрацию.

Если не проявить должного внимания к судьбе этого документа, на выходе может быть получен участок несколько меньших размеров, чем можно было ожидать. Так, в соответствующем заявлении имеет смысл подчеркнуть, что речь идёт не только о рассмотрении земельного участка под многоквартирным домом, но и о прилегающей к нему территории. Несмотря на кажущуюся очевидность таких формулировок, в юриспруденции они могут существенно повлиять на исход всего дела.

Вопросы оформления земельного участка под многоквартирным домом в настоящее время являются одними из наиболее актуальных для жителей Москвы.

Вам нужно поставить ограждение по периметру двора? Вы хотите, чтобы во дворе была детская площадка и гостевая парковка, а не построенный вплотную к вашим окнам высотный дом? Вы не хотите платной парковки во дворе и проходящей под окнами магистрали? Все эти вопросы решаемы только в том случае, если земельный участок под Вашим многоквартирным домом оформлен надлежащим образом.

И базовой правовой нормой здесь является статья 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно…земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

Это основное правило, которе необходимо помнить, учитывая приведенные ниже особенности:

С какого момента жильцы дома становятся собственниками земельного участка под таким многоквартирным домом (далее — МКД)?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Иными словами, с той даты, когда участок под МКД поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в МКД (как жилых, так и не жилых!) становятся собственниками данного земельного участка. С этого момента участок находится в их долевой собственности, причем получение отдельных свидетельств на бумажных носителях для подтверждения этого права не требуется. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

Резюме: с даты постановки этого земельного участка на кадастровый учет.

С чего начинается оформление земельного участка под многоквартирным домом?

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П признал не соответствующей норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме, не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в данном доме, не мог обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Таким образом, до недавнего времени допускалось обращение всего лишь одного собственника помещения (как жилого, так и нежилого помещения) в Департамент имущества г. Москвы (ранее — Департамент земельных ресурсов г. Москвы) с заявлением о формировании земельного участка под МКД.

Теперь же, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращение собственника с вышеуказанным заявлением при этом не требуется.

Резюме: с утверждения проекта межевания квартала, в котором находится многоквартирный дом.

Что такое утверждение проекта межевания квартала и кто его утверждает?

Утверждение проекта межевания квартала — процедура, целью которой является создание межевого плана, на основании которого впоследствии и происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, то есть его юридическое «оформление» в собственность. Межевание — это, по сути, процесс определения границ земельных участков, то есть именно на этом этапе решается, будет ли в состав придомовой территории (то есть в состав земли, принадлежащей собственникам квартир в МКД) входить детская площадка, пройдет ли под Вашим окнами дорога, останется ли во дворе парковка, какие участки будут признаны местами общего пользования и т.п.

Государственным заказчиком при разработке проекта межевания выступает Департамент городского имущества города Москвы (далее — ДГИ). Очевидно, что задачи ДГИ вполне предсказуемы — сформировать участки так, побольше земли было «отрезано» у жилых домов и отнесено к земле общего пользования, к улично-дорожной сети, которая будет после проведения межевания оформлена в собственность города Москвы.

Исполнитель проекта межевания — это обычно какой-то проектный институт, типа ООО «Мордоврегионпроект», НИИиПИ Генплана и другие подобные, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт.

Перед утверждением ДГИ проект межевания в обязательном порядке проходит «через» процедуру публичных слушаний, на котором присутствуют, как правило, жители конкретного квартала, непосредственно заинтересованные в данном земельном участке. Заключение по результатам публичных слушаний утверждается Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы.

Резюме: фактически, это утверждение Департаментом городского имущества границ конкретного земельного участка после их согласования с заинтересованной общественностью.

Что такое публичные слушания и как в них принять участие?

Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний. Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.

Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; 3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) депутаты Московской городской Думы.

Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.

Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается; в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).

Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы. В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д. Именно после утверждения заключения, публичные слушания считаются завершенными.

Как выразить свое несогласие с предложенным на публичных слушаниях проектом межевания?

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; 2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.

Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

Как оспорить границы «отмежеваннного» земельного участка под многоквартирным домом?

Законодательство допускает различные способы защиты нарушенного права в данной ситуации, однако, наиболее распространенными остаются судебное обжалование решения по утверждению проекта межевания квартала и требование об установлении границ земельного участка.

Собственники помещений в МКД также вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам положений КАС РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по: 1) формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, 2) по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), 3) предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

На что особенно следует обратить внимание при утверждении плана межевания квартала?

1. Необходимо периодически заходить на страницу сайта управы Вашего района / Префектуры округа с целью получения информации о предстоящих публичных слушаниях — ведь, по сути, это единственная возможность для граждан выразить свое мнение относительно определения границ земельного участка по их МКД.

2. Непосредственно при посещении публичных слушаний: 1) нужно зарегистрироваться в журнале участников публичных слушаний. Общее количество участников собрания публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале; 2) следить, чтобы все замечания и предложения, даже высказанные устно в микрофон, а также поданные письменно, заносились в протокол; 3) заносить предложения и замечания не «коллективно», а от каждого участника. Дело в том, что даже если под коллективным обращением подпишется 1000 человек, в протоколе все равно будет указано 1 поступившее предложение.

При подготовке заключения, окружная комиссия может посчитать, что для района со 10 тысячным населением 1 предложение против проекта можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.

3. Если Вы не успели на публичные слушания или не знали о них, но считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то в течение семи дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию можно представить замечания и предложения.

4. Чтобы убедиться, что протокол соответствует действительности, нужно через 7-10 дней после публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола. Важно успеть изучить протокол до утверждения заключения, так как после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее. Протоколы заседаний окружных комиссий, размещаются на сайтах Префектур. В протоколах указано, какие были приняты решения, по результатам тех или иных Публичных слушаний.

5. Часто из территории земельных участков жилых домов «отрезают» зеленые насаждения под улично-дорожную сеть (УДС). Это также означает что после утверждения Проекта межевания и постановки на кадастровый учёт эти участки будут оформлены в собственность города Москвы. Теоретически, дальше собственник (фактически чиновники) могут сделать со своей собственностью всё что захотят: уничтожить газоны и расширить под окнами жилых домов автодорогу или обустроить платные места для парковки машин всех желающих. Во избежание этого, жителям нужно письменно требовать вернуть газоны в состав земельного участка жилого дома, иначе отказываться признавать законность проекта межевания, как нарушающего их законные интересы владельцев и пользователей земельного участка.

6. Любые ссылки проектировщиков на наличие красных линий улично-дорожной сети, которые они якобы не могут «преступить», не должны Вас смущать — это пока лишь проект, и если то, как проходят красные линии в проекте, нарушает Ваши права, нужно требовать отправления проекта межевания на доработку с целью убрать или передвинуть красные линии.

На какие законы сослаться?

1. Статья 36 Жилищного кодекса РФ.

2. Часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

3.Статья 43 пункт 4 Градостроительного Кодека РФ (местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами; NB (!) ранее норма была следующего содержания — размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий).

4. Совместное Постановление №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ(раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).

5. Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

6. Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491,
согласно которому в состав общего имущества включаются:
— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

7. В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

8. Постановление Правительства Москвы № 118-ПП от 12 апреля 2011 года, где признается наложение тысяч участков улично-дорожной сети (УДС) на жилые кварталы, и говорится, что выявленные пересечения устраняются «посредством уменьшения участков УДС», однако оговаривается, что делается для участков «ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости».

Здравствуйте Яна!

Придомовая территория МКД является общей собственностью жильцов дома, и не может быть отчуждена/разделена между жильцами в «натуре».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»,

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
КонсультантПлюс: примечание.
Часть 3 статьи 16 признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.16 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.3 ст.12 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.

Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственник (публично-правовое образование) не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (ч.3, 4 ст.16 Федерального Закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В крупных мегаполисах, и в частности в Москве, процесс межевания придомовой территории, переданной на баланс ТСЖ или ЖСК с целью установления и оформления участков земли, примыкающих к многоквартирным жилым домам, в общедолевую собственность, стал весьма популярным и актуальным способом использовать ранее незадействованную площадь для нужд жильцов.

На выделенном пространстве может быть размещена удобная детская площадка, автомобильная парковка (отличное решение проблемы вечного дефицита машиномест около многоквартирных домов), разбит сквер или создана зона с ограничением проезда во двор здания. Цель межевания придомовой территории – официальное установление границ примыкающих земельных участков и определение доли каждого владельца помещений МКД в общей собственности на них. Межевание придомовой территории многоквартирного дома: плюсы и минусы оформления в собственность.

Придомовой территорией принято считать конкретный земельный участок, примыкающий к частному или многоквартирному зданию, сформированный согласно действующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Однако подобные территории могут отличаться по размеру, и величина их зависит от местной администрации, принимающей решение по данному вопросу в каждом отдельно взятом случае. При этом учитывается множество различных факторов: метраж общей жилой площади здания, близкое соседство с другими домами, государственными объектами или режимными землями, а также нюансы городского планирования.

Еще одним фактором, определяющим размер придомовой территории, может являться плотность застройки и проходящие по ней дороги общего пользования.

Минимальной величиной такого участка принято считать идентичную площадь, занимаемую непосредственно многоквартирным домом.

В случае если проведение землеустроительных работ зафиксировано не было, то для установления размеров придомовой территории (инициации процедуры межевания) собственники помещений МКД или уполномоченный представитель должны обратиться в орган местного самоуправления, коим является, к примеру, комитет по управлению муниципальным имуществом. Но предварительно необходимо выполнить подготовительные работы, проведя самостоятельный расчет площади придомового земельного участка по следующей формуле:

Sн=Sк*Упзд , где:

  • Sн – нормативная площадь придомовой территории;
  • Sк – величина общей площади всех помещений в МКД;
  • Упзд – удельный показатель земельной доли.

В свою очередь, величина Упзд напрямую зависит от этажности строения и того, сколько зданию лет. Расчет показателя осуществляется в м 2 .

В случае если данные по земельному участку в органах кадастрового учета отсутствуют, чтобы определить его размер, можно использовать технический паспорт придомовой территории.

При межевании участка земли под МКД учитывается не только фундамент здания, но и площадь подвального пространства, которое также является неотъемлемой частью строения и входит в общедолевую собственность владельцев помещений в доме.

Согласно Правилам содержания общедомового имущества № 491 от 13 августа 2006 г. и Жилищному кодексу к придомовой территории относятся следующие компоненты:

  • земельный участок под зданием;
  • зеленые зоны и другие объекты благоустройства и растительных насаждений;
  • спортивные и детские площадки;
  • парковочные места и коллективные стоянки для автотранспорта;
  • бельевые сушилки;
  • подстанции и трансформаторы;
  • пожарные проезды;
  • гаражи;
  • погреба.

Все эти объекты должны быть расположены в границах, указанных в кадастровом паспорте.

После межевания образованный участок безвозмездно передается жильцам МКД и с этого момента становится общедолевой собственностью владельцев помещений. Именно после завершения оформления придомовой территории, помимо очевидных положительных сторон принятия данного решения, могут возникнуть и проблемы разного характера (требующие денежных затрат), о существовании которых (пока пространство разграничено не было) ни собственники, ни управляющая компания подозревать не могли.

  • Изменение платы за содержание общего имущества на величину инфляции

Для начала поговорим о положительных моментах выделения и оформления участка возле здания.

1. После того как земля перешла в общедолевую собственность жильцов МКД, третьи лица не вправе производить на придомовой территории следующие действия:

  • ни один объект не может быть снесен или построен, никакая часть участка не подлежит отчуждению без согласования с жильцами МКД, имеющими долю в общедомовой собственности (земельном участке);
  • ни один коммерческий объект, равно как и сооружение иного назначения (автостоянка, гараж, автомойка и другие) не может быть возведен на данной территории МКД;
  • участок земли не имеют права безвозмездно изъять для муниципальных нужд.

2. Жильцы МКД могут начать получать дополнительную прибыль:

  • собственники вправе сдать землю арендатору либо предоставить ее в пользование третьему лицу за отдельную плату.

3. Цена за квадратный метр жилого и нежилого помещения возрастает при наличии сформированного участка земли (на него имеется право общедолевой собственности).

4. Данную территорию владельцы квартир и прочей недвижимости в здании могут использовать на собственное усмотрение. За свой счет жильцы в состоянии установить на ней детскую площадку, заняться ее благоустройством, построить объекты, призванные повысить их уровень комфорта.

5. Также с 01.01.2015 отменен налог на земельный участок для жителей многоквартирного дома, что тоже является очевидным плюсом.

Теперь рассмотрим отрицательные моменты, сопутствующие оформлению территории около МКД в общедолевую собственность .

1. Возросшая цена за квадратные метры помещений (мы рассматривали данный факт как положительный момент) может также негативно повлиять на привлекательность недвижимости на вторичном рынке, например, при возникновении необходимости продать квартиру в МКД. Увеличатся и траты на содержание придомовой площади многоквартирного дома.

2. Теперь жильцы обязаны ухаживать за участком земли – поддерживать порядок на нем, совершать уборку, заниматься содержанием и ремонтом дорог, проходящим по территории МКД, поддерживать в надлежащем состоянии элементы благоустройства: газоны, площадки, зеленые зоны, парковочные места и прочее. Если же данные обязательства не соблюдаются, к примеру, мусор вовремя вывезен не был или не убирался снег, то собственники данной площади (управляющая организация) будут оштрафованы.

Анализируя плюсы и минусы межевания придомовой территории и последующего оформления земельного участка в общедолевую собственность, можно смело утверждать, что позитивных последствий такого шага значительно больше, чем отрицательных. Но не стоит забывать и о том, что и очевидные положительные моменты могут запросто трансформироваться в негатив, как, в частности, в последнем описанном пункте.

В качестве еще одного примера можно рассмотреть желание и стремление владельцев помещений в МКД как можно скорее провести межевание и оформить участок земли в общедолевую собственность с целью возведения на нем полезных и нужных объектов, призванных повысить уровень комфорта жильцов дома. При этом не стоит забывать, что любая городская территория, включая и площадь возле МКД, имеет свое конкретное назначение, и возвести на ней, к примеру, магазин по продаже табачной или алкогольной продукции нельзя.

Вообще, перечь строений, которые можно соорудить на придомовом земельном участке, весьма скуден, и связан данный факт со множеством сопутствующих условий: это и высокая плотность жилищной застройки, и ограничения, сопряженные с планами градостроения или нормативными и техническими требованиями, и прочие обстоятельства.

Вернемся еще раз к вопросу о росте цен за квадратные метры жилых и нежилых помещений, связанному с оформлением общей доли в собственности (придомовой территории). Важно понять, что свободно распоряжаться своей частью хозяин может только чисто гипотетически: он не в состоянии ее продать, передать кому-либо или подарить. По сути, владение долей собственности в земельном участке многоквартирного дома сродни такому же праву в общедомовых помещениях – кусочек чердака, микроскопическая часть лестничного пролета, квадратный метр газона, принадлежащие жильцу, – все это неотторгаемые площади, а, следовательно, ни территория, ни доля в коллективном владении не являются оборотоспособными.

Упомянем еще раз и такой момент, как ответственность за содержание придомовой территории и связанные с этим процессом денежные траты. В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации объем расходов на обслуживание земельного участка напрямую зависит от общей площади жилой или иной недвижимости собственника в МКД. Другими словами, чем больше квартира, офис или торговое помещение, тем серьезнее будут затраты его хозяина, связанные с содержанием придомовой территории.

Чем регулируется межевание придомовой территории МКД

Межевание участка земли под МКД могут проводить исключительно жильцы дома. Собственники помещений имеют право самостоятельно определить, какой площади территория им будет необходима для полноценного осуществления своей жизнедеятельности. Однако решение это они в обязательном порядке должны будут согласовать с органами местного самоуправления.

В свою очередь, администрация, к которой обратятся жильцы для одобрения их желания по выделению определенного размера территории около их здания, будет действовать согласно актуальным землеустроительным нормам и правилам. Проводя межевание и оформляя пространство возле дома в общедолевую собственность, владельцы недвижимости должны помнить, что площади, на которых расположены муниципальные дороги и объекты, рекреационные зоны и области, не подлежащие отчуждению, не могут войти в такой участок.

Порядок, согласно которому проходит межевание земли многоквартирных домов и придомовой территории, описан в положениях Федерального закона № 78 «О землеустройстве» и законе «О государственном кадастре недвижимости ». Земельное законодательство Российской Федерации динамично развивается, Правительство регулярно вносит в него значимые поправки, соответственно, чтобы обладать актуальной на сегодняшний день информацией, необходимо систематически знакомиться с изменениями, которые могли появиться в нормативных актах по данной тематике.

В Земельный кодекс Российской Федерации 01.03.2015 была внесена очередная поправка, отменившая действие статьи 26, в связи с чем процедура межевания земельного участка МКД стала регламентироваться другим условием этого документа, а именно статьей 11.9, а также градостроительным законодательством. Ниже будут перечислены требования к новообразованным и претерпевшим изменения участкам.

  1. Определение общей максимальной либо минимальной площади придомовой территории регламентируется Градостроительным кодексом.
  2. В случае если земельные участки не подпадают под действие регламентов Градостроительного кодекса, их величина при межевании определяется в соответствии с Земельным кодексом, либо согласно другим федеральным законодательным актам.
  3. При определении размеров территории около МКД недопустимо пересечение ее межевой черты с границами площадей муниципальных объектов и населенных пунктов.
  4. Участок земли не может быть выделен, если его формирование препятствует разрешенному использованию объектов недвижимости, законно расположенных на нем.
  5. Выделять или каким-либо образом изменять границы территорий невозможно, если в отношении них продолжают действовать обременения (ограничения), не допускающие их дозволенной эксплуатации.
  6. Формирование площади около здания должно происходить рационально, не препятствовать охране земель и не противоречить Земельному кодексу и другим федеральным законодательным актам. То есть при межевании участков запрещено их вклинивание, вкрапление, также не допускается изломанность границ, чересполосица, результатом которой становится невозможность размещения на них объектов недвижимости.
  7. Выделение участка земли невозможно в случае, если предполагаемые его границы пересекают территориальные зоны, лесничества, лесопарки. Исключением в данном случае может быть формирование площади с целью геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых. Также допускается выделение участка, на котором будут размещены линейные объекты, гидротехнические сооружения, водохранилища и иные искусственные водоемы (согласно п. 7, введенному ФЗ № 171 от 23 июня 2014 г.).

Кем и для чего проводится межевание придомовой территории

Межевание, формирование земельных участков МКД и последующая их передача на безвозмездной основе владельцам помещений в домах на праве общедолевой собственности – процедура необязательная. Жители вполне резонно могут возразить, что данное действие впоследствии приведет к весьма существенным дополнительным тратам на содержание придомовой территории. Однако в случае если межевание не проведено, то местная администрация имеет полное право передать такой участок в пользование третьим лицам, к примеру, с целью его последующей застройки. При этом владельцы никак не смогут защититься от подобных действий, если земля не прошла процедуру межевания и не перешла в общедолевую собственность хозяев МКД. Жильцы не имеют оснований в таком случае претендовать на территорию около дома, поскольку их права на нее никак не оформлены.

Если процедура межевания придомовой территории не проведена, то для жильцов это может вылиться в ряд моментов, о которых стоит знать.

  1. Участок, примыкающий к многоэтажке, может использоваться для капитального и временного сооружения различных объектов недвижимости, при этом согласовывать с жильцами подобные мероприятия никто не будет. Если на такие работы разрешение дано властями и они соответствуют нормам градостроительства, то снос этих конструкций в дальнейшем окажется невозможен.
  2. Благоустройство земельного участка, обслуживание и ремонт детских и спортивных площадок, вывоз бытовых отходов не будет входить в компетенцию управляющей компании.
  3. Если придомовая территория не прошла процедуру межевания, то многоквартирный дом, примыкающий к этой площади, не сможет претендовать на то, чтобы быть объектом государственных жилищных программ.
  4. Поясняя предыдущий пункт, можно добавить, что несформированный участок земли приравнивается к его отсутствию, а МКД без такой площади никак не может принять участие в муниципальных мероприятиях по капитальному ремонту и реконструкции – все работы, выполняемые в рамках данной программы, будут производится за счет средств собственников помещений в здании.

В свою очередь, если придомовая территория прошла процедуру межевания, то владельцы жилья в МКД получают право на выполнение ряда работ по ее обустройству и обеспечению своего комфорта.

  1. Отделить участок, построив забор высотой не более 2 м. Ограждение возводится на денежные средства собственников квартир МКД.
  2. Перекрыть въезд на придомовую территорию шлагбаумом.
  3. Заняться сооружением места для отдыха, детской площадки, иных объектов благоустройства.
  4. Возвести небольшое строение для размещения в нем резервного генератора для снабжения МКД электричеством в случае его отключения или запасной системы автономного отопления.
  5. Заключить договор на аренду земельного участка МКД с третьими лицами.
  6. Обустроить дополнительные парковочные места для автомобилей собственников помещений.
  7. Разбить цветник или небольшое приусадебное хозяйство (огород).

Кадастровый паспорт земельного участка подтверждает законность всех вышеозначенных действий. Также если эта территория зарегистрирована в едином государственном реестре, из местного бюджета могут быть выделены средства на программу благоустройства и капитального ремонта придомовой площади.

Положениями законодательства Российской Федерации предусмотрена ответственность органов муниципального образования за проведение межевания земли около МКД.

Однако финансирование данного мероприятия происходит, как правило, в конце отчетного периода за счет средств администрации, вследствие чего она часто отказывает в проведении этой процедуры, аргументируя свою позицию недостатком денег в бюджете. Но собственники помещений в МКД не обязаны ждать решения местной власти и вправе сами заказать межевание придомовой территории. В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации и при условии, что у жильцов МКД есть правоустанавливающие документы на земельный участок, владельцы квартир в многоэтажке имеют право на защиту своих интересов в сфере пользования этой площадью.

Статьи 301, 302, 303, 304 Гражданского кодекса определяют возможности лица, не являющегося хозяином, защищать свое имущество против других собственников, в случае если в отношении данного гражданина установлено право на пожизненное наследование владения, на хозяйственное ведение, оперативное управление либо иное право, предусмотренное законодательными актами или заключенным договором.

Межевание придомовой территории: инструкция по оформлению

Процедура межевания, инициированная владельцами помещений в МКД, делится на несколько этапов.

Этап 1. Проведение общего собрания собственников жилья

На общем собрании определяются нужды МКД и выносятся на обсуждение предполагаемые границы земельного участка. Здесь же выбирается уполномоченное лицо, впредь обретающее право представления интересов собственников в органах местного самоуправления и заключения договоров по обслуживанию придомовой территории. Общее собрание можно считать состоявшимся, если в нем приняло участие не менее 2/3 собственников помещений МКД. При этом решение по выдвинутым на встрече вопросам считается принятым, если за него проголосовало не меньше 50 процентов от общего количества участников. Мероприятие заканчивается составлением протокола с приложением схемы оформляемого участка, который передается органам местной власти для инициации процедуры межевания придомовой территории.

Этап 2. Согласование схемы участка земли (придомовой территории) с органами местного самоуправления

Ответственными за межевание и формирование участков земли МКД выступают структуры государственной власти и органы местного самоуправления.

В столице данными вопросами занимается Департамент городского имущества. Перед тем как сформировать участок, относящийся к придомовой территории, ответственный орган власти удостоверяется в наличии проекта квартального межевания земель.

В результате проведенной проверки принимаются следующие решения:

  • земля, на которой находится формируемый участок, вносится в план межевания придомовой территории при условии, что процедура раздела данной площади ранее не проводилась;
  • завершается процесс выделения земельного участка, данные о его границах регистрируются в кадастре в случае подтверждения наличия проекта квартального межевания.

В свою очередь, определение и формирование контуров площади около МКД проходит согласно следующим правилам:

  • на придомовой территории расположен один многоквартирный жилой дом и относящиеся к нему элементы благоустройства;
  • проезды, объекты дорожно-уличной сети районов в пределы участка не включаются;
  • формирование границ проходит с соблюдением зонирования, учитывающего фактическое землепользование, которое определяется муниципалитетом согласно действующему градостроительному регламенту;
  • все элементы благоустройства должны компактно размещаться в пределах контура земельного участка, проведенного согласно плану. Пересечение границ территории данными объектами недопустимо.

Этап 3. Этап разработки проекта

Как уже упоминалось выше, основанием для межевания и последующего формирования участка земли, относящегося к придомовой территории, служит наличие утвержденного проекта, согласно которому проводится определение границ внутри квартала. Этот документ должен быть приведен в соответствие с установленным Генеральным планом. В любом случае, процедура формирования земельного участка, а соответственно, и его постановка на кадастровый учет – весьма трудоемкий и сложный процесс, требующий участия профессионалов, разбирающихся во всех тонкостях этого дела.

Таким специалистом, способным качественно провести процедуру определения границ придомовой территории, является кадастровый инженер. Он составляет план межевания, создает его электронную копию и сдает на сберегание сроком до трех месяцев в электронное хранилище, которое ведется органом регистрации прав. Для обоснования данных действий условие о помещении межевого плана кадастровым инженером на хранение должно быть обязательно прописано в договоре. Любой документ, попавший в электронный архив, получает свой индивидуальный инвентарный номер. Пока план находится там, бесплатный доступ к нему могут получить заказчик работ и кадастровый инженер.

Этап 4. Утверждение проекта на собрании собственников

Этап 5. Оформление землеустроительного дела

Этап 6. Осуществление процедуры регистрации плана межевания в Росреестре, внесение данных об участке в кадастр.

Сведения о земле могут быть занесены в Государственный кадастр недвижимости ГКН после того, как в Росреестр будут предоставлены следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации и регистрации в кадастровой палате права общедолевой собственности на придомовую территорию МКД;
  • выписка, подтверждающая оплату госпошлины за регистрацию каждой доли в праве общей собственности на коллективное имущество МКД (плата взимается с каждого отдельного владельца).
  • удостоверение личности (предъявляется персонально) уполномоченного лица или собственника, от имени которого подается заявление. На уполномоченного представителя обязательно должна быть выписана нотариально заверенная доверенность;
  • протокол общего собрания жильцов дома, где зафиксировано принятие решения о формировании участка земли (придомовой территории МКД);
  • пакет документов, указывающих на то, что участок был сформирован учреждением государственной власти или органом местного самоуправления;
  • пакет документов, подтверждающих право собственности жильцов дома на помещения в МКД, возникшее до 31 января 1998 года (предоставляется только в случае отсутствия записи в ЕГРН (на дату предоставления пакета документов) о государственной регистрации наличия таких прав у владельцев недвижимости);
  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, в котором определены доли каждого жильца здания (собственника) на коллективное имущество и придомовую территорию;
  • пакет других документов, необходимых для регистрации права, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если план межевания находится в электронном хранилище, то предоставлять его в Росреестр необязательно, достаточно будет в заявлении указать уникальный идентификационный номер, присвоенный документу при его помещении в архив.

Лицо, уполномоченное подавать документы от имени собственников жилья в МКД (при наличии нотариально заверенной доверенности), может это сделать тремя способами:

  • посредством сети интернет, воспользовавшись услугами Единого портала госуслуг, или сайтом Росреестра;
  • при личном визите в местное отделение МФЦ или Росреестр. Документы также можно предоставить уполномоченному лицу Росреестра при организации им выездного приема;
  • воспользовавшись почтовой пересылкой, предварительно составив опись отправляемых документов и оформив уведомление о вручении.

После того как заявление было принято в кадастровой палате, на постановку на кадастровый учет уполномоченному органу отводится 10 дней.

Этап 7. Получение свидетельства о собственности

После того как процедура определения границ будет завершена, геодезистом по периметру участка устанавливаются межевые знаки (металлические столбики, снабженные специальными номерными отметками), указывающие точные координаты придомовой территории.

Инициировать подобные мероприятия можно при любой форме управления МКД, так как и УК, и ТСЖ занимаются хозяйствованием и имеют подобные полномочия.
Временной промежуток, в течение которого процедура определения границ участка будет проведена, предварительно оговаривается собственниками помещений и компанией, выполняющей данный вид работ. Проект межевания можно будет получить в срок от полутора до четырех месяцев. Стоимость работ составит порядка 10–30 тыс. рублей, все будет зависеть от формы участка, его общей площади и пакета документов, необходимых для согласования проекта.

Межевание придомовой территории новостроек

Особым случаем считают формирование и межевание придомовой территории новостройки. Существуют два варианта выделения участка при только что возведенном здании:

  • земля, на которой строится дом, находится в муниципальном владении (инвестиционные условия);
  • участок, на котором сооружается многоэтажка, имеет законного хозяина, то есть является частной собственностью.

Действовать необходимо исходя из ситуации соответственно нижеизложенным принципам.

1. На время ведения строительства на земле, которая принадлежит городу, компания, являющаяся застройщиком, заключает инвестиционный договор с муниципальными властями (представителями КУГИ).

На период работ к данному контракту формируется паспорт, на который дает выписку кадастровая палата. Строение может оформляться в собственность застройщиком либо инвестором – это прописывается в условиях договора. В результате земельный участок под зданием и придомовая территория передаются в аренду сроком на 49 лет.

2. В случае если застройщик не использовал своевременно свое законное право и не подал в Роснедвижимость либо в другие органы заявку на межевание и определение земельного участка (придомовой территории), данная площадь будет считаться несформированной.

В этом случае если ТСЖ настаивает на том, чтобы участок был выделен, его оформят в минимально возможном размере. Как правило, это всего лишь 10 метров по периметру здания.

3. С построенным на частной земле домом задача решается намного легче. Это может быть территория, ранее принадлежавшая какой-либо организации и отданная на выкуп с дальнейшей приватизацией.

Самое сложное – убедить владельца земельного участка в его передаче на внутренний баланс ТСЖ. Эта проблема решается на уровне хозяйствующего субъекта, а не собственника квартиры или дома.

Когда межевание придомовой территории завершено, какой заключать договор аренды

В соответствии с заключенным договором аренды земли, который подписали до начала процедур, связанных с межеванием, формированием и постановкой участка на учет, может быть поднят вопрос о прекращении выплат за пользование данной территорией. Это можно сделать в момент регистрации факта владения помещением в МКД либо долей в общем имуществе здания, в том числе земли под ним.

Действие договора аренды прекращается, если он был заключен с лицом, чье право общедолевой собственности на землю было подтверждено после завершения процедуры межевания, формирования и постановки участка на кадастровый учет. Иными словами, соглашение о найме признается в этом случае недействительным (в соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право сдавать имущество в аренду). Закрепленное за муниципалитетом право владения земельным участком оканчивается в тот момент, когда он передается в общедолевую собственность. Соответственно, прекращает свое действие и договор аренды.

Это подтверждается судебной практикой. Рассмотрим пример дела, которое касается прекращения выплат по договору аренды.

Статья 1102 ГК РФ предусматривает, что лицо, которое получило либо сберегло имущество за счет иного субъекта, признанного потерпевшим (при этом не было никаких законных правовых актов и не совершалась сделка), возвращает пострадавшей стороне данное имущество, так как имело место неосновательное обогащение.

Требование вернуть незаконно приобретенные средства в виде платежей за аренду, выплаченных ошибочно, может исходить от владельца помещений МКД, если у него есть доля в праве общей собственности на земельный участок под зданием. Положительное решение возможно в том случае, если истец продолжил вносить деньги за пользование недвижимостью согласно заключенному ранее договору.

Пример из судебной практики. Комитетом управления муниципальным имуществом города Щелково было принято решение подать иск в арбитражный суд Московской области к индивидуальному предпринимателю Беликовой С. П. Целью данного действия являлось взыскание задолженности по оплате соответственно договору аренды земельного участка № 030214. Обстоятельством, на которое ссылался истец, было отсутствие выплат по указанному соглашению с 1 января 2008 года по 30 сентября 2011 года. Сумма долга к моменту подачи претензии составила 93 424 руб. 10 коп., кроме него была начислена пеня в размере 59 530 руб. 87 коп., которая также вошла в исковое требование.

Материалы дела, представленные на судебном заседании, подтверждали, что соответственно постановлению администрации от 30.12.1999 № 3268-з участок был предоставлен в аренду.

Пролонгирован договор был постановлением администрации от 05.04.2002 № 1116-з до 01 июня 2003 года.

Органы исполнительной власти МР и индивидуальный предприниматель Беликова С. П. продлили контракт на пользование участком, его срок действия составил с 16.10.2002 по 16.10.2027. Договор аренды и дополнительное соглашение к нему были зарегистрированы в соответствии с принятыми нормами, в том порядке, который установлен законодательными актами. В материалах дела имелась выписка из ЕГРП, подтверждающая данный факт.

Земельный участок уже был сформирован на дату введения в действие Жилищного кодекса РФ, свидетельством этому являлась постановка на кадастровый учет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 7638/11). Из этого следует, что все владельцы помещений, в том числе ИП Беликова С. П., перешли в категорию долевых собственников, а существующие ранее обязательства аренды прекратились (ст. 413 ГК РФ).

Таким образом, Арбитражный суд Московской области отказал в исковых требованиях администрации г. Щелково.

Межевание придомовой территории без ошибок

Незаконное урезание площади во время межевания придомовой территории является поводом для обращения в суд.

До того как начнется судебное слушание, в «Росреестре» либо через МФЦ «Мои документы» необходимо получить справку, где будут указаны верные размеры участка.
В случае утери документов либо обнаружения в них очевидной ошибки можно провести перерасчет территории, обратившись к кадастровому инженеру. Возможна ситуация, при которой данные нельзя восстановить. В этом случае границы определят, основываясь на объектах, природных либо искусственных, которые находятся в данной местности не менее 15 лет (деревья, заборы, столбы, зеленые насаждения и прочее).

После правильного межевания придомовой территории, которое проводит независимый кадастровый инженер, собственники могут обратиться в суд, чтобы получить другой кадастровый план.

Если посторонние лица расположили какие-либо объекты недвижимости на придомовой территории до того, как были определены ее границы, нужно будет решать вопрос их сноса.

Обычно такие сооружения возводятся без соответствующего оформления, однако их владельцы могли заключить с местными органами власти договор аренды земельного участка. В этом случае жильцы МКД вынуждены оспаривать право администрации на получение платы за использование принадлежащей им территории. Требование снести незаконную постройку выдвигается после завершения процедуры межевания.

Одним из вариантов решения проблемы является аннулирование договора на пользование участком с администрацией и заключение нового соглашения с владельцем объекта недвижимости. В результате чего полученные от аренды деньги будут расходоваться на общедомовые нужды.

Часть земельного участка, принадлежащего МКД, уже может быть оформлена на постороннее лицо по всем правилам и со всеми разрешительными документами. Для урегулирования этого вопроса прибегают к услугам строительной экспертизы. Согласно нормативам, прописанным в СНиП, придомовая территория должна находиться только во владении собственников жилья МКД. После проведения строительной экспертизы хозяева здания подают иск в суд.

Решение может быть принято в пользу владельцев МКД. В этом случае , основываясь на необходимости обслуживать дом, либо организовать движение транспортных средств. В такой ситуации собственники объектов будут обязаны выплачивать арендную плату хозяевам многоэтажки.

Кому отходят земельные участки после сноса здания

В отношении жилого здания, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при определении выкупной цены изымаемого помещения следует учесть стоимость доли в праве собственности на общедомовое имущество. Данное положение соответствует Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014).

Определяя выкупную цену, необходимо также учесть долю в праве собственности на участок земли МКД. На данный момент в судах отсутствует единый подход к тому, как следует рассчитывать эту сумму.

Право общедолевой собственности дает возможность жильцам МКД стать владельцами доли общедомового имущества (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ), но не все суды принимают этот факт во внимание. Помимо этого, согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» хозяева квартир могут владеть земельным участком, поставленным на кадастровый учет. Понятия права собственности на помещение МКД и права общедолевой собственности на общее имущество МКД, в том числе на территорию около дома, неотъемлемы. Этот факт установлен ст. 36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.

При расчете стоимости помещения в МКД нужно учитывать и цену доли в праве владения коллективным имуществом, включая участок земли. Эта сумма не может быть установлена в отрыве от данных факторов. Необходимо признать полностью обоснованной практику судов, которые учитывают стоимость доли в общедомовом имуществе МКД и земельного участка, определяя выкупную цену изымаемого жилого помещения.

Законодательство в сфере земельных отношений менялось бесчисленное количество раз и продолжает меняться до сих пор. 01.03.15 прекратила действие ст.26 Земельного кодекса РФ, регламентирующая порядок приобретения права собственности на участки, на которых размещены эксплуатируемые здания, строения или сооружения.

Теперь определяя границы такого землепользования, следует руководствоваться жилищным и градостроительным законодательством и ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Разберем подробнее все этапы прохождения процедуры межевания участка многоквартирного дома.

Преимущества для собственников

Законодательные акты, регулирующие жилищные отношения, четко определяют, что в совместном владении жильцов многоквартирного жилого дома имеется участок земли, на котором стоит дом, и неотъемлемые элементы его благоустройства.

После того, как границы землепользования будут установлены, собственники могут распоряжаться им в своих целях:

  • организовать дополнительную автостоянку и другие элементы благоустройства;
  • оградить домовладение и организовать шлагбаум на въезде;
  • сдать внаем часть земельного участка, при условии возможности нормальной эксплуатации домовладения.

Помимо прочего, отмежеванный и внесенный в государственный кадастр недвижимости участок — непременное условие участия дома в программе капитального ремонта и благоустройства придомовых территорий.

Стоит отметить: владелец помещения в многоквартирном доме должен производить ежемесячные отчисления на обслуживание и ремонт общего имущества. Размер такой платы пропорционален площади принадлежащего лицу помещения. Чем большая площадь Вам принадлежит, тем больше будет платеж на содержание и благоустройство домовладения.

Правила формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом

Участок формируется с учетом сложившейся планировки территории. Основными правилами формирования землепользований с размещенными на них многоквартирными жилыми домами являются:

    • на устанавливаемом земельном участке должно располагаться только одно жилое здание и принадлежащие ему элементы благоустройства;
    • в образуемое землепользование не включают проезды, объекты рекреации и планировочные элементы жилых районов, имеющие связь с городской улично-дорожной сетью;
    • участок образуется с учетом фактического землепользования, при этом соблюдается зонирование, определенное градостроительным регулированием муниципального образования;

Градостроительное зонирование установлено Правилами землепользования и застройки муниципального образования. В составе поселения определяются территориальные зоны различного назначения, устанавливающие минимальные и максимальные размеры участков в зоне, а так же их назначение.

  • границы землевладения не должны пересекать элементы благоустройства придомовой территории.

Обратите внимание: площадь земельного участка может соответствовать площади застройки жилого здания только в особых случаях. Например, если дом признан аварийным или планировка района не позволяет создать больший земельный участок (отсутствует свободная земля).

Этапы образования землевладения

Сбор документов для государственного кадастрового учета и последующей регистрации землевладения может выполняться как органами управления муниципального образования, так и владельцами имущества многоквартирного дома.

Рассмотрим путь, при котором сами собственники решают отмежевать землю под зданием. При таком варианте выделяется семь основных этапов:

    • организация общего собрания собственников имущества жилого дома с выбором уполномоченного представителя собственников, представляющим их интересы и заключающим договора на выполнение кадастровых работ;
      Общее собрание оформляется протоколом, содержащим сведения о форме, времени и месте проведения собрания, сведения о собственниках помещений, повестке собрания и принятом решении;
    • обращение в Администрацию города или иного поселения о рассмотрении и согласовании схемы земельного участка. Данный этап обязателен, т.к. до установления границ участок находится в ведении муниципалитета;
    • разработка проекта межевания. Такой документ разрабатывается специализированной организацией. Его выполнение обязательно, если формируемый участок расположен в границах существующей застройки многоквартирными домами;
    • утверждение проекта межевания производится общим собранием собственников;
    • разработка землеустроительного документа (межевого плана);
  • обращение в Росреестр с заявлением о кадастровом учете;
  • регистрация права на участок земли (получение свидетельства на право собственности).

Оформление права собственности в данном случае носит необязательный характер, т. к. совместная долевая собственность на земельный участок фиксируется после осуществления кадастрового учета.

Требуемые документы и сроки оформления

Занесение в ГКН (государственный кадастр недвижимости) данных об участке возможно после предоставления в Росреестр следующего перечня документов:

  • заявление о кадастровом учете;
  • межевой план (на бумажном и электронном носителе);
  • документ, утверждающий полномочия и личность представителя заявителя.

Количество времени, затраченное на прохождение этапов установления границ землепользования, зависит от самих собственников, и от администрации города или иного поселения. Как правило, принятие решения по схеме расположения участка занимает 1 месяц. Постановка на кадастровый учет осуществляется в десятидневный срок, с даты внесения заявления в кадастровую палату.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство