Кто такие казначеи и устроители игр. Приказ о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности в Федеральном Казначействе и работы комиссии по его проведению — Российская газета

28.04.2024

Профессия, именуемая «казначей» возникла давно и с момента своего появления успела заметно измениться. Своего престижа и сути она не потеряла, однако у многих на сегодняшний день достаточно смутные представления о том, что делает человек, находящийся на такой должности.

Кто такой казначей и где он работает

Сферой ответственности современного казначея (риск-менеджера) является контроль ликвидности организации, отслеживание ленты её платежей. При этом он не касается «живых» денег и не сидит «на сундуках с золотом». Работа ведётся, прежде всего, с бумагами.

Должность казначея имеется и на государственном уровне .

Отслеживание расходов бюджета и выдача платежей на основании законодательно закреплённых постановлений – это основной перечень обязанностей главного риск-менеджера страны.

Сотрудник коммерческого предприятия, работающий по данному профилю, занимается не только проведением расчётов, но также отслеживает все рыночные изменения, анализирует сложившуюся эконмическую обстановку . При выявлении дефицита средств занимается их привлечением путём взаимодействия с клиентами и инвесторами.

В среднем бизнесе казначеев обычно нет. Там их функции выполняются финансовым директором, который так же отвечает за обеспечение ликвидности предприятия. В незначительных по размеру организациях обязанности казначея возложены на союз первого лица компании, занимающегося принятием решений, и бухгалтерией, которая реализует задуманное.

Обязанности

Две основные функции, которые должен выполнять казначей в отношении имеющихся денежных средств:

  • сохранять;
  • приумножать.

Исходя из этого, в число его функциональных обязанностей включены следующие пункты:

Работа казначеев различных банков, организаций и предприятий мало отличается. Однако в каждом отдельном случае в зависимости от специфики дела, которым занимается фирма, акценты в перечне обязанностей могут немного смещаться.

Кроме того, выполняемые казначеем функции имеют прямую связь с размерами той структуры , в которой он работает. В крупных фирмах, которые занимаются «публичным» бизнесом, и банках – специализация становится очень узкой. Одного ответственного за данную сферу сотрудника в таких случаях недостаточно, приходится образовывать целые казначейства.

Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам

В преобладающем большинстве случаев (90%) на должность казначея принимаются мужчины и женщины в возрасте 30-40 лет. Предпочтение отдаётся выпускникам физико-математических или механико-математических факультетов, имеющим второе высшее образование в области финансового менеджмента.

В целом у потенциального кандидата на должность хранителя казны должен присутствовать интерес к экономике и математике, знание структуры органов власти, их полномочий и функций . Помимо этого, существует ряд навыков, без которых на должности хранителя казны удержаться невозможно:

  • стрессоустойчивость;
  • умение проводить сравнительный анализ данных полученных из разных источников;
  • способность не поддаваться паническим настроениям окружающих;
  • умение быстро реагировать в сложных ситуациях;
  • выраженные коммуникативные способности.

В дополнение к этому, хорошему казначею обычно свойственны следующие личностные характеристики:

Даже в самых отчаянных ситуациях казначей не может поддаваться панике . Вместо этого он должен потратить имеющееся время на разработку новых схем, активизацию имеющихся деловых связей или поиск необходимых для решения проблемы денежных средств. Без запасных планов «на все случаи жизни» чувствовать себя комфортно в данной профессии невозможно.

Хранитель казны не сможет полноценно выполнять свои функции, если у него не будет иметь хотя бы минимальных познаний сразу в нескольких правовых сферах:

  • гражданской;
  • предпринимательской;
  • налоговой;
  • банковской;
  • акционерной.

Способность своевременно процитировать некоторые из положений валютного законодательства также не будет лишней. Казначей должен относиться к финансам организации, в которой он работает так же трепетно и бережно, как к собственным. Это часто позволяет быстро разрешить сложные вопросы, поскольку каждый знает, что он сделал бы, а что не стал бы делать, чтобы сохранить деньги в своём кошельке.

Как стать казначеем

Чтобы стать казначеем, необходимо соответствовать следующим требованиям:

Продолжительность профессионального опыта при соответствии всем вышеуказанным требованиям должен составлять не менее трёх лет. Многие успешные казначеи занимались приобретением необходимого опыта, находясь на должности аналитика бухгалтера или финансиста . Поэтому нельзя точно сказать, какой вариант следует выбрать, чтобы гарантировать получение желаемой должности.

Недостатки профессии

Выполнение казначейских обязанностей требует обработки больших объёмов информации и постоянного отслеживания изменений:

  • в законодательных актах;
  • в программных комплексах;
  • в порядке финансирования.

Всё это происходит в условиях постоянного недостатка времени, что также способствует появлению стресса и развитию хронической усталости.

Кроме того, каждые три года специалисту требуется проходить переатестацию, результаты которой показывают, соответствует ли сотрудник занимаемой должности.

Преимущества

В настоящее время казначей, являющийся профессионалом своего дела, не ищет работу – она сама его находит. Каждый квалифицированный специалист имеет возможность выбирать сразу из 5-10 предлагаемых вакансий .

Наиболее высокие доходы у тех риск-менеджеров, которые имеют отношение к инвестиционному, телекоммуникационному или нефтяному бизнесу. Однако в среднем заработная плата колеблется о 23 до 72тысяч рублей в месяц (при этом у специалистов казначейства показатели примерно в 1,5 раза выше, чем у обычных казначеев).

Ещё одним неочевидным поначалу преимуществом данной профессии является ощутимое удовольствие от возможности принимать важные решения, а после – видеть положительный результат, к которому они привели.

Быть казначеем трудно. Эта профессия требует огромного количества знаний и энергии. Поэтому подойдёт она немногим, но и тому, кто уверен в своём выборе, придётся много работать, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле.

Видео содержит полезную информацию для тех, кто хочет узнать о работе казначея глубже.

Право/1. История государства и права

К.ю.н. Приходько М.А.

Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина, Россия

Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) и государственная система Российской империи в начале XIX века (Историко-правовой аспект)

Государственное казначейство или ведомство Государственного казначея принадлежит к числу учреждений наименее исследованных в научной литературе, вследствие не проявления активного интереса к этому учреждению со стороны дореволюционных и советских исследователей и отсутствия до конца 90-х гг. XX в. научных статей и исследований, специально посвященных этому государственному учреждению.

Наиболее же научно выверенной справочной статьей о Государственном казначействе (ведомстве Государственного казначея) продолжает оставаться статья из справочника немецкого историка Э.Амбургера.

Также, нужно отметить, что архивные документы Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) за 1796-1821 гг. не систематизированы и рассредоточены по нескольким архивным фондам Российского государственного исторического архива (далее: РГИА), а информация о Государственном казначейства (ведомстве Государственного казначея) отсутствует в путеводителе РГИА.

Частичным объяснением этому является отсутствие у Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) организационного единства.

Учреждение Экспедиции о государственных доходах при 1-м Департаменте Правительствующего Сената в 1773 г., преобразование ее в 1780 г., образование в этом же году Казначейств для остаточных и штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, подчинение их сначала генерал-прокурору Правительствующего Сената, а с 1796 г. Государственному казначею, не сопровождалось организационным слиянием их в одном центральном государственном учреждении – коллегии, конторе или департаменте.

Между тем, значение должности Государственного казначея продолжало возрастать в связи с сосредоточением в его руках существенной части важнейшей отрасли государственного управления – финансового управления. Более того, с 1798 г. когда Государственному казначею была подчинена вновь образованная Контора придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Раля и К о, и в сферу его компетенции вошли еще и вопросы внешних займов Российской империи.

К 1802 г. Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) так и не получило единого организационного устройства. Фактически его составляли сразу несколько самостоятельных государственных учреждений: Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Контора придворных банкиров и комиссионеров баронов Велио, Раля и Роговикова. Объединяющим началом для них было то, что все они находились под общим руководством Государственного казначея. Также при Государственном казначее действовала Канцелярия.

Неопределенность организационного устройства порождала и неопределенность правового статуса Государственного казначея – он не был президентом коллегии, а значит, он не был, так сказать, полноценным руководителем центрального государственного учреждения. Кроме того, определенное, доминирующее воздействие на Государственного казначея оказывала деятельность генерал-прокурора как главы Правительствующего Сената и первенствующего сановника империи.

Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. затронул Государственное казначейство в минимальной степени. Манифестом 8 сентября 1802 г. было подтверждено, что должность Государственного казначея по прежнему регулируется Указом «Об устройстве Экспедиции о государственных доходах» от 24 октября 1780 г.

Под руководством Государственного казначея остались Экспедиция о государственных доходах, Казначейства для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, а также все губернские Казенные палаты только по части казенных сборов, все губернские и уездные казначеи. Из ведения Государственного казначея были исключены придворные банкиры, комиссионеры и контролер для свидетельствования банкирской кассы, а также Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций.

Вместе с тем, установление в статье V Манифеста «Об учреждении министерств» новых правил, в соответствии с которыми императорская воля объявлялась Государственному казначею через министра финансов и что Государственный казначей должен находится в сношениях с министром финансов по всем ведомостям о доходах, а также перечисление учреждений и предметов ведения Государственного казначея в одной статье с Министерством финансов, определило некоторое вспомогательное или полузависимое положение Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) по отношению к Министерству финансов.

Тем самым, при всей минимальности изменений, внесенных Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. в структуру Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея), он имел важное значение в смысле установления на практике полуподчиненного положения Государственного казначейства по отношению к Министерству финансов.

В первые годы после 1802 г. изменения в структуре Государственного казначейства не были существенными. В 1803 г. к Экспедиции о государственных доходах присоединена Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем. В 1805 г. утвержден Штат 5-й (временной) Экспедиции для свидетельства счетов прежнего времени. В 1806 г. были прибавлены чиновники и канцелярские служители в Штат Казначейств для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и в Штат 1-й Экспедиции о государственных доходах, а также Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем была переименована в Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, с утверждением Штата этого Казначейства.

В августе 1807 г. по случаю кончины министра финансов А.И.Васильева управляющим Министерством финансов был назначен с оставлением в должности Государственного казначея Ф.А.Голубцов. Это назначение носило временный характер, так как предметы ведения министра финансов передавались под управление Ф.А.Голубцова постепенно, но функциональное и организационное взаимовлияние и взаимодействие Государственного казначейства и Министерства финансов существенно возросло, так как управление ими осуществлялось одним лицом.

В августе 1808 г. организационные изменения уже непосредственно затрагивают структуру Государственного казначейства. На основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 1-я, 2-я и 4-я экспедиции о государственных доходах, объединяются и составляют новую, единую Экспедицию о государственных доходах.

В 1809 г. на основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 3-я и 5-я экспедиции прежней Экспедиции о государственных доходах объединяются в Государственную экспедицию для ревизии счетов.

Тем самым, структура Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) с 1809 г. выглядела следующим образом: Экспедиция о государственных доходах, ГЭДРС, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Канцелярия при Государственном казначее.

Завершающий период министерской реформы 1810-1811 гг. и его основные правовые акты имели важное значение для Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. подтвердил предметы ведения Государственного казначейства: «движение сумм в доход поступивших, Казначейство остаточное или запасов, Казначейство текущих расходов, платеж долгов и пенсионов и прочее».

Вместе с тем, Манифест от 25 июля 1810 г. провозгласил создание нового центрального государственного учреждения – Ревизии счетов, под руководством Государственного контролера.

Тем самым, на основе Государственной экспедиции для ревизии счетов

создавалось новое, центральное государственное учреждение, с выведением его из состава Государственного казначейства и подчинением его непосредственно Государственному контролеру.

Таким образом, в функциональной плане Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) потеряло важнейшую функцию финансового контроля и утратило качественное различие в сфере своей компетенции с компетенцией Министерства финансов.

«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. не затронуло Государственное казначейство.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. еще раз подтвердило предмет ведения Государственного казначейства – движение сумм в доход поступивших.

Кроме этого, нужно отметить и изменения в персональном составе руководителей Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

После увольнения 01.01.1810 г. Ф.А.Голубцова с должностей Государственного казначея и управляющего Министерством финансов, Государственным казначеем был назначен Б.Б.Кампенгаузен, а министром финансов Д.А.Гурьев.

Назначение же Б.Б.Кампенгаузена 28.01.1811 г. Государственным контролером в связи с образованием ГУРГС, оставило должность Государственного казначея вакантной.

На практике управление Государственным казначейством перешло к министру финансов Д.А.Гурьеву, вновь возродив, существовавшую прежде тенденцию общего руководства Министерством финансов и Государственным казначейством.

Литература :

1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 2. СПб., 2001.

2. Государственность России. Словарь-справочник. Кн. 1, 3. М., 1996, 2001.

3. Ерошкин Н.П. Министерства России 1-й половины Х I Х в. – фондообразователи центральных государственных архивов СССР. М., 1980.

4. Министерство финансов 1802-1902. Ч . 1. СПб ., 1902.

5. Amburger E. Geschihte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, Brill, 1966.

Бухгалтер царя, казенный человек, хранитель сокровищницы, персонаж из сказки, оперирующий золотыми монетами, мешками денег, несгораемыми сейфами, – такие образы навевает слово "казначей" на людей, напрямую не связанных с финансами. "Все это не удивительно, – делится своим опытом консультант Antal International Наталья Куркчи. – Мы все так широко образованы, что ничего не знаем об узких специалистах. У меня три образования в банковской и финансовой областях, а о смысле профессии "казначей" я задумалась впервые четыре года назад, когда пришла в Antal.

Слезая с сундука

Древняя обязанность казначея – оберегать казну – со временем обросла разными обстоятельствами, но осталась основной.

"Ликвидность компании – моя первоочередная задача, – рассказывает казначей АФК "Система" Игорь Бусаров. – Прежде всего – не потерять деньги, потом по возможности – приумножить . Отсюда две основные функции, возложенные на казначейство, – надежное размещение денег и управление различными рисками, валютными, процентными".

Современные казначеи почти не касаются наличных денег и на сейфах не сидят. "Это раньше были сокровищницы, и представители нашей профессии за ними наблюдали, – рассказывает генеральный директор компании "Конвертер" Сергей Астапенко, четыре года проработавший казначеем. – Сейчас ничего сверхъестественного нет, прежде всего это кропотливая работа с документами ". Хотя английское слово treasury (казначейство) в одном из вариантов перевода все еще имеет "драгоценный" оттенок.

"Однажды мы написали должностную инструкцию на английском языке и передали в агентство переводов, – рассказывает начальник отдела "Финансирование – банковские операции""Филип Моррис сэйлз энд маркетинг" Наталия Лукьяненко. – По версии переводчика наш отдел назывался "Департамент управления заемными средствами, инвестициями, финансовыми рисками, страхованием, валютными инструментами и драгоценными металлами ". Все это действительно наша работа, за исключением драгметаллов".

Стандартный функционал казначея в компании складывается из

анализа,
регулирования и контроля движения денежных средств,
выстраивания партнерских отношений с банками (как привлечение, так и размещение денежных средств),
финансового обслуживания экспортно-импортных сделок (в случае их наличия),
операций с ценными бумагами.

"И в банках, и в компаниях принципиальных различий в обязанностях, возложенных на казначеев, нет, – утверждает региональный директор "Kelly Финансовые ресурсы" Наталья Курантова. – Но в каждом конкретном случае могут быть несколько смещены акценты в зависимости от специфики бизнеса компании или банка".

Обязанности казначея напрямую зависят от крупности структуры: чем больше компания, тем уже специализация.
"Для банков, крупного бизнеса, тем более "публичного", все функции востребованы в полном объеме и выделены в отдельные структуры – казначейства, – комментирует директор компании по поиску высших управленческих кадров Green street Юна Скобликова.

– В среднем бизнесе обязанности казначея выполняет финансовый директор, прежде всего он обеспечивает ликвидность предприятия.

В маленьких компаниях решения, которые можно назвать казначейскими, принимаются первым лицом, а исполняются бухгалтерией".

Золотой человек

"Хороший казначей должен уметь реагировать на сложные ситуации, сравнивать и соотносить информацию из разных источников, быть стрессоустойчивым, не поддаваться массовой панике ", – отмечает консультант банковского направления рекрутинговой компании Marksman Анна Романова.

Кроме того, считается, что человек, занимающий эту должность, серьезен, несговорчив, у него есть привычка перепроверять все по десять раз.

Но в то же время представитель одной из самых консервативных профессий должен быть гибок .

Каждый день в его хорошо спланированный график может ворваться неожиданная сделка. "Один из наших кандидатов, устраиваясь на позицию директора казначейства в крупнейшую российскую FMCG-компанию, сравнил свою работу с работой врача, – говорит консультант отдела FMCG 3R Recruitment Company Евгения Гоголева. – Очевидно, что врач не имеет права на панику, как бы ни складывалась ситуация". Мысль развивает Игорь Бусаров из "Системы": "Когда быстро нужны деньги для финансирования незапланированного проекта, а их нет, казначей не может бегать и кричать: "Все пропало". Он должен включить новые схемы, задействовать все связи и найти необходимые средства ".

Другими словами, у хорошего казначея всегда есть план "B". По словам Сергея Астапенко, как у чекиста, у него должны быть горячее сердце, холодная голова и чистые руки. К деньгам компании казначей относится с любовью и уважением, как к собственным. "Если возникает трудная рабочая ситуация, и не знаешь, как поступить, нужно подумать о том, стал бы ты оформлять кучу документов, делать множество разных операций ради экономии собственных денег? Естественно, стал бы, – делится профессиональным опытом Наталия Лукьяненко из "Филип Морриса". – И все становится на места".

Основные инструменты казначея – голова и деньги .

В оперативной памяти хранителя казны должны быть знания в области предпринимательского, акционерного, банковского, налогового, гражданского права.

Вовремя и к месту он должен уметь цитировать валютное законодательство . "Кроме всех этих знаний, должен обладать продвинутыми коммуникативными способностями , – считает автор консультаций информационного банка "Финансист" системы "Консультант Плюс" и казначей со стажем Вячеслав Быков. – Ведь его работа предполагает активное общение с финансовыми институтами, от умения договариваться зависит эффективность бизнеса".

Драйв и стресс

Там, где кончается казначейский стресс, начинается казначейский драйв. Казначеи рассказывают, что когда мобилизуешь все силы для того, чтобы провести сложный платеж, и это удается сделать вовремя, чувствуешь азарт. "Приятно делать правильные прогнозы, например угадывать взлеты и падения финансовых рынков, – добавляет Игорь Бусаров, – можно и свою консервативность удовлетворить, и получить положительный денежный эффект".

Распространен среди казначеев творческий подход к размещению средств. "Банки предлагают разные условия, разные ставки, всегда можно найти наиболее выгодные, если поискать, – утверждает Сергей Астапенко. – И потом, всегда чувствуешь гордость от принадлежности к элите. Все-таки все профессии, связанные с деньгами, относятся к ней". Привычка управлять денежными потоками огромных компаний накладывает отпечаток на мировоззрение. "Мы привыкли шутить, что миллиардами ворочаем, а ведь это действительно так, – рассказывает Наталия Лукьяненко. – Через какое-то время после начала работы в казначействе становится сложно оценивать, дорого или дешево что-то из увиденного в магазине. Приходится возвращать себя на землю".

Но самыми большими деньгами в России ворочает не корпоративный, а государственный казначей – руководитель Федерального казначейства Татьяна Нестеренко. Доходы российского бюджета в 2007 году должны превысить 7 трлн рублей.

Кадры: Дорастем до миллиона

По данным Antal International, на одного достойного представителя профессии приходится пять-десять конкурирующих вакансий.

Причина понятна и кроется в специфике российского бизнеса: количество открывающихся компаний, банков несравнимо больше количества новых квалифицированных кандидатов на рынке, и соискатели просто не успевают появляться с такой скоростью.

Marksman отмечает, что в структурах нефтяного, телекоммуникационного, инвестиционного бизнеса зарплаты, в принципе, выше, чем в других отраслях . Естественно, это обстоятельство справедливо и для позиций в казначействе .

Например, годовой доход руководителя казначейства в статусе зампреда одного из десяти крупнейших отечественных банков может составлять семизначную цифру в долларовом эквиваленте.

Директор этого ведомства в крупной западной компании в основном будет ориентирован на решение задач в области корпоративных финансов и иметь зарплату порядка $10 тыс. в месяц, рассказывают в Kelly Services.
По статистике Green street и 3R Recruitment, казначеям среднего звена работодатели готовы платить3,5–4 тыс. в месяц.
Уровень компенсации сотрудников начальных, ассистентских позиций, а также специалистов по отдельным участкам работы равен 1,5–3 тыс.

Портрет: Идеальный мужчина

От казначея требуется в 90% случаев быть мужчиной. С аналитическим складом ума и примерно 30–40 лет от роду.

Ответственным и самоорганизованым.
Желательно – выпускником ведущих вузов страны, лучше – физмата или мехмата.
Обладать вторым высшим образованием в области финансового менеджмента.
Иметь опыт работы в банке.
Знать технологии финансовых операций, банковских услуг, правил работы с различными финансовыми и нормативными документами.
Уметь разрабатывать различные нормативно-методологические документы: регламенты, положения, методики.
Хорошо излагать мысли в письменном виде, описывать системы и процессы.
Свободно пользоваться компьютерным обеспечением, владеть корпоративными информационными системами (SAP, Oracle, "1С").
Сносно говорить по-английски.
Четко и системно управлять процессами и людьми.
Ну и, конечно же, иметь профессиональный опыт от трех лет.

Татьяна Юкиш
Финансовая Россия

Этапы исторического развития казначейства в России.

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной.

В период правления на Руси Ивана III (1462 - 1505 гг.) казначей – видный дворовый чин. Были созданы приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Новая Четверть, Счетный. Приказы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление. Вместе с тем системной организации государственных финансов до Петра 1 не существовало.

В период царствования Петра 1 (1682 - 1725 гг.) была распущена Боярская Дума и образована первая коллегиальная организация на Руси - Сенат, из 9 человек, куда вошли умные и преданные ему люди. Из образованных Петром Великим коллегий финансами заведовали: Камер-коллегия, Штатс-контора, Ревизион-контора.

Создание финансовых коллегий явилось первым принципиальным признанием самостоятельности финансовой администрации, и несмотря на то, что коллегии частично сохранили порядки приказов, вместе с тем создание коллегий явилось значительным шагом вперед.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

В 1775 г. появилась должность уездного казначея, в его обязанности входил прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он выдавал квитанции.

В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Империи инструкция, в которой содержались правила: о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылке сумм казначействами; о выплате пенсий и пособий как единовременных, так и постоянных; о выдаче казначействами процентов по ценным бумагам .

Таким образом, в тот период казначейства представляли со - бой центральные кассы, в которых сосредоточивались получаемые из уездных казначейств доходы для передачи их в Государственный банк на текущий счет Департамента государственного казначейства.

В царствование императора Александра III (1881 - 1894 гг.) центральные учреждения Министерства финансов с формальной стороны не испытали преобразований. В Департаменте государственного казначейства можно отметить только передачу 22.04.1894 г. монетного отделения по монетной части в особенную канцелярию по кредитной части, а по пробирной - в ведение Департамента торговли и мануфактур.

В начале XX века роль казначейства усиливается с ростом доходов и расходов государства , усложнением финансовой системы государства. Выходят новые законы, внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

К 1900 г. насчитывалось 728 уездных казначейств, они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам.

К 1917 г. Департамент государственного казначейства был основным в системе Минфина. Казначейство выполняло следующие функции: устанавливало бюджет для каждого уезда; ведало составлением и рассылкой окладных листов; продажей государственных бланков и гербовой бумаги ; взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; ведением отчетности по государственным доходам и расходам; земским сбором; выдачей, паспортов; ведением следственных дело чиновниках отделения и уездных казначейств и дел по недоимкам, взысканиям и штрафам.

В годы советской власти, в октябре 1918 г., кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР. Департамент государственного казначейства и его местные органы присоединились к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. С этого времени в России устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета , которая просуществовала свыше 70 лет.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 000 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 000 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

В 1999 году постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на годы.

Важнейшим событием для Федерального казначейства было вступление в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации - закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 000 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

Проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

Осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса ;

Распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему , между бюджетами разных уровней;

Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ;

Своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, федеральное казначейство выполняет роль контролера государственных финансов, являясь инструментом Правительства Российской Федерации для реализации бюджетных реформ.

Отделение по г. Петрозаводску

Управления Федерального казначейства

По Республике Карелия

Зам. начальника ОПФБ

по силовым структурам


11. Финансовые преобразования.

В XVIII веке финансовая система, введенная императором Петром I, «в общих чертах сохраняется. Со временем всё больше возрастает значение косвенных налогов в связи с невозможностью увеличить и далее подушную подать. Однако были и серьезные нововведения: императрица Елизавета Петровна под давлением дворян отменяет внутренние таможенные пошлины, Пётр III учреждает выпуск ассигнаций.

На 1762 год косвенные налоги дают уже 61,6 % доходов, а прямые - 38,4 % (при Петре I соотношение было обратным - 24,9 % и 55,5 %). 73 % всех расходов составляют военные, 14 % - расходы на двор, и только 12 % - на остальное государственное управление.

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

Императрица Екатерина II охотно прибегала к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного)» .

«Кроме того, крупной проблемой екатерининского царствования были хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к систематическим займам как внутренним, так и внешним. В результате появился довольно солидный долг размером около 215 миллионов рублей, почти равный трем годичным бюджетам» .

Во времена правления императрицы, впрочем, как и ранее, были попытки бюджетирования в государственных масштабах, однако стройной системы учета доходов и расходов в масштабе государства так и не было создано. Не все бюджеты отдельных государственных учреждений сводились воедино, к сожалению, было очень много злоупотреблений. Большие военные расходы и расходы, связанные с освоением новых земель, увеличивали бюджетный дефицит.

Прекрасно понимая финансовые проблемы, стоявшие перед государство, в своем Постановлении вступивший на престол Павел I пишет: «Известно, что за несколько уже лет до кончины покойной императрицы курс на наши деньги крайне унизился и упал, так что иностранные принимали рубль наш не более 60 копеек или еще меньше; а серебро внутри государства сделалось так дорого, что лаж на серебряные рубли, возвышаясь с часу на час, достиг уже 45 копеек [...]. И все богатство всего государства превратилось только в бумажное и состояло в одних только ассигнациях [...]. Цена на все вещи поднялась, и все вздорожало» .

Для ликвидации столь внушительного долга и уменьшения инфляции император Павел I прибег к решительным мерам.

Для того чтобы решительно уменьшить инфляцию, было «приказано публично сжечь на Дворцовой площади перед дворцом бумажных денег на 5 млн. 316 тыс. 665 руб. (Клочков, стр. 100-101)» Выпуск бумажных денег был приостановлен, напротив - увеличен выпуск серебряной монеты. Император приказал, чтобы чеканка серебра, установленная в 1763 году, когда фунт серебра 72-ой пробы соответствовал 17 руб. 6 2/3 коп., была доведена до 14 руб. из фунта с повышением пробы до 83 1/3. Множество серебряных сервизов и прочих серебряных вещей придворного обихода было переплавлено для чеканки монет. Император приказывает собрать серебряные сервизы «по наместничествам и по большим боярам и отливать из них рубли во множайшем количестве». Таким образом, стоимость денежной единицы при размене поднялась и была доведена до 5,5 франков.

В общих чертах можно сказать, что в финансовой сфере вступивший на престол император Павел Петрович, прибег к мерам, имевшим то же

направление, что и все его преобразования. Основной задачей для императора являлась централизация власти, строгий контроль за доходами и расходами, по возможности, уменьшение их.

Важнейшим шагом на пути централизации стало учреждение 4 декабря 1796 года должности Государственного Казначея (именным указом Казначеем назначался Васильев) и Государственного Казначейства. Главному казначею император Павел подчинил казначейские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокурора Сената

В обязанности казначейства входило составление смет государственных расходов и доходов. Впоследствии к этим обязанностям добавились функции упраздненного Долгового комитета и Казенной палаты. Таким образом, основные нити финансового управления стали сосредотачиваться в одном месте, что предопределило объединение этой отрасли в дальнейшем.

Был изменен порядок взимания пошлин с импортируемых товаров: ««Пошлину с ввозимых из-за границы товаров сбирать иностранной золотой и серебряной монетой (по установленному Советом Его Императорского Величества курсу рубля к иностранным деньгам».)» (Из постановления Павла).

Были внесены изменения в порядок взимания налогов. Одним из первых был Указ

«О восстановлении деятельности Петровских Коллегии в сфере финансового управления Империеи» 1796 г.,

В 1796 году Указом императора Павла от 10 декабря была произведена замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами «по 15 копеек за каждый четверик». 18 декабря 1797 г. последовала надбавка к подушной подати, определенной в 1 руб. 26 коп. с души.

Вместе с тем для поправления финансов Павел I обложил дворянство особым налогом, общая сумма которого в год простиралась до 1640000 р.

В области финансовой политики Павел держался того мнения, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично.

Стремясь к значительной экономии, император лично составил Бюджет на 1797 год из расчета расходов на 31,5 млн. руб. Однако эта цифра нуждалась в уточнении, так как расходы на оборону, на реформируемую армию и флот были значительны и не могли быть сокращены. По согласовании с правительствующими учреждениями бюджет был уточнен: около 80 млн. руб. - в том числе с расходом на оборону 34 млн. руб. и дефицитом 8 млн. руб.» (Шумигорский, 1907, стр 115). Валишевский приводит цифру истинного бюджета на 1797 год - порядка 64,7 миллиона рублей.

«1798 год - 76,5 млн рублей;

1799 год - 77,9 млн рублей;

1800 год - 78,0 млн рублей;

1801 год - 81,1 млн рублей.

Порядок ассигнований на различные статьи государственных расходов приводится Валишевским без более подробных ссылок на источники и год, однако более достоверные цифры без специальной исследовательской работы найти затруднительно:

Армия и флот...................................................... 25.000.000 руб.

Гражданские штаты.............................................. 6.000.000 руб.

Иностранный департамент.................................. 1.000.000 руб.

Духовенство.......................................................... 1.000.000 руб.

Школы и благотворительные учреждения........ 1.221.762 руб.

Погашение долгов............................................... 12.000.000 руб.

Кабинет (личные расходы императора) ............ 3.650.000 руб.

Двор...................................................................... 3.600.000 руб.

Императорская фамилия..................................... 3.000.000 руб.

В статьях доходов крупные суммы также доставлялись налогами на крестьян:

Подушных с казенных и помещичьих крестьян...... 14.390.055 руб.

Оброчных с казенных крестьян........................... .....14.707.921 руб.

Питейные сборы.................................................... .....18.089.393 руб.

Таможенные сборы........................................................5.978.289 руб.

Кроме того, с 1798 г. к повинностям казенных крестьян был прибавлен еще дополнительный налог на 6.482.801 руб» .

Важным источником доходов государства император Павел I видел также колонистов-поселенцев, принятых еще в годы царствования императрицы Екатерины II. Некоторые исследователи упрекают Павла Петровича в излишнем внимании к колонистам-немцам. На самом деле, к началу правления Павла Петровича в большинстве своем истекли сроки налоговых и иных льгот, положенных колонистам Екатериной II , и желание Павла I «опереться» на аккуратных, настроенных на исполнение законов и по-настоящему трудолюбивых немецких и иных поселенцев понятно и законно.

К сожалению, первоначальное желание Павла Петровича полностью отказаться от ассигнаций и свести к нулю внешние и внутренние займы оказалось невыполнимым в столь короткий срок, однако можно констатировать, что в целом четыре года его правления были годами некоторой стабилизации инфляции и уменьшения бюджетных дефицитов. А его деятельность в отношении всего централизации финансового устройства была продолжена в правления его сыновей.

Император Александр I при утверждении системы министерств подтвердил статус созданного Павлом I Государственного казначейства как еще одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея.

В отношении борьбы с инфляцией царствование Александра I не было особенно успешным. В связи с растущими расходами на содержание армии, и, в последующие годы, на войну с армией Наполеона Бонапарта, Александру Павловичу пришлось вернуться к внутренним и внешним займам, активному выпуску новых ассигнаций. Если в 1802 году курс бумажного рубля повысился до 80 копеек, то «начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 копеек» металлического после Отечественной войны. «Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов» .

II Внешняя политика.

«C воцарением Екатерины II начинается новый территориальный рост России. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.). Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795-1797 гг.) - литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское» . Следует обратить внимание на то, что третий раздел Польши был завершен уже усилиями Павла I.

Калмыцкие степи, Горный Алтай, Аляска, Курильские и Алеутские острова, открытые русскими первопроходцами дополнили территориальное расширение империи. Все эти преобретения сильно расширили экономическую базу страны.

Придя к власти, Павел I посчитал своей обязанностью отказаться от наступательной политики, дабы провести реорганизацию армии, и освоить уже полученные территории. Во внешней политике Павел I стремился к установлению равноправного положения России с европейскими странами, взаимопомощи и честному исполнению взаимных обязательств. Несмотря на то, что Павел был противником наступательных войн, когда проигрывающая в войне с Наполеоном Европа и Турция в 1799 году попросила о помощи, русский император (противник французских революционных идей) согласился помочь. Турция просила дать в помощь русский флот, и, объединив его с турецким, под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова, освободить захваченные французами острова Ионического архипелага. Король Неаполя Фердинанд IV просил помощи русско-турецкого флота в освобождении Неаполитанского королевства и Папской области от французов. Австрийский монарх просил отправить объединенные русско-австрийские войска, под предводительством А.В.Суворова на освобождение австрийских владений Северной Италии. Англия просила отправить отряд в 45 тысяч человек в Нидерланды. По плану русско-английские войска должны были добиться независимости Голландии. Так же, ещё до создания II антифранцузской коалиции, за помощью к Павлу I пришел изгнанный французами Мальтийский Орден, вручив при этом ему цепь магистра. В силу своего характера и своего видения международных отношений, Павел I не мог отказаться, и в дальнейшем посчитал своим долгом вернуть Ордену отнятые земли.

Многие беглецы с Мальты, да и сам Орден (который расположился в Петербурге) нашли временный приют в России. Под руководством Ушакова «союзный русско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова (Цериго, Занте, Кафеллония, Св. Мавра), 20 февраля 1799 захватил крепость Корфу, главный опорный пункт Франции на Адриатике. По его инициативе на Ионических островах было создано Свободное государство семи островов под временным протекторатом России и Турции. Летом 1799 привел русско-турецкий флот к берегам Южной Италии, где соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала П.К.Карцова. Способствовал изгнанию французов из Папской области и Неаполитанского королевства» . Союзные войска под предводительством Суворова полностью вернули северно-италийские владения Австрии. Только операция в Голландии не добилась успеха, причиной чему была плохая организация английских войск и желание английских командиров получить победу только русскими войсками. Русские войска вернулись на родину.

Таким образом, в 1798-1799 гг. Россия исполнила свои обязательства перед государствами антифранцузской коалиции. Следует подчеркнуть, что именно смелые, нестандартные действия русских войск позволили сводным силам коалиции выполнить поставленные задачи.

Присоединившись к антифранцузской коалиции, Англия («царица морей») так же направила свой флот под руководством Нельсона в Средиземное море. Нельсон, освободив от французов Мальту, отказал Павлу I в возвращении Мальтийского Ордена на свою родину. Более того Нельсон вражески выстроил свою флотилию против русского флота, когда Ушаков вступился на защиту итальянцев и пленных французов от Ордена Иезуитов. Ко всему этому следует добавить, - стоило только поразить французскую армию, и Вена, и Лондон «забыли» о русских: прекратились поставки вооружения и провианта. Русские войска выходили из тупикового положения с победой, опираясь только лишь на внутренние силы и душевный порыв воинов. Чего стоит только один вывод русских войск из альп.

Случайна ли эта забывчивость? Скорее всего - нет. Некоторые источники свидетельствуют, что Нельсон получил прямое предписание британского премьер-министра Уильяма Питта-младшего не давать России расширить своё влияние ни в Греции, ни в Италии. Это объясняет вызывающее поведение Нельсона, потребовавшего от Ушакова подчинение английским оккупационным правилам. Таким образом, открыто демонстрировалось превосходство Англии, и нежелание видеть в России равного партнера. Столь пренебрежительное и даже предательское отношение союзников к России заставило Павла I выйти из антифранцузской коалиции, отозвать на родину войска Суворова и Ушакова.

Разрыв отношений с Англией большинство историков считают ошибкой. Перед Павлом встал вопрос о налаживании военно-политических и торговых отношений с Францией.

«Начавшаяся с конца 1800 г. экономическая борьба России и Англии с каждым месяцем усиливалась, причем наиболее активно вел эту борьбу сам Павел» .

«23 октября 1800 г. генерал-прокурору и коммерц-коллегии было велено «наложить секвестр на все английские товары и суда, в российских портах находящиеся», что тогда же было исполнено. В связи с конфискацией товара поднялся сложный вопрос о расчетах и кредитных операциях между английскими и русскими купцами.

22 ноября 1800 г. был издан высочайший указ коммерц-коллегии: «Состоящие на российских купцах долги англичан впредь до расчета оставить, а имеющиеся в лавках и магазинах английские товары в продаже запретить».

30 ноября, по ходатайству русских купцов, английские товары разрешено было продавать для уплаты долгов, а для обоюдных долговых расчетов были учреждены ликвидационные конторы в С.-Петербурге, Риге и Архангельске».

Если общее предписание о запрете ввоза английских товаров исполнялось, то противодействовать вывозу русского сырья в Англию было гораздо труднее. 15 декабря объявили Высочайшее повеление, «чтобы со всею строгостью наблюдаемо было, дабы никакие российские продукты не были вывозимы никаким путем и никакими предлогами к англичанам». Однако, вскоре выяснилось, что, несмотря на запреты, русские материалы идут в Англию через Пруссию. Тогда последовало запрещение вывоза российских товаров в Пруссию. Самой крайней мерой в борьбе русского правительства с заграничным товарообменом стало общее распоряжение Коммерц-коллегии 11 марта 1801 г. (в последний день жизни Павла) о том, «чтобы из российских портов и пограничных сухопутных таможен и застав никаких российских товаров выпускаемо никуда не было без особого Высочайшего повеления». Естественно, это распоряжение уже не могло быть выполнено. Однако, на целый день вся страна стала закрытой экономической зоной, пусть даже лишь на бумаге. Очевидно, что эти указы нанесли немалый урон российской торговле»

«Порвав торговый союз с Англией, Россия возобновила торговлю с Францией. Впрочем, ряд договоров о торговле не мог существенно отразиться на торговых оборотах в виду того, что основные торговые пути на Севере и Западе были в руках англичан. Однако в области внешнеторговых соотношений можно выделить создание первой российско-американской компании в 1798 году.

Гораздо существеннее были попытки завоевать азиатский рынок. С этой целью предприняли ряд мер, способствовавших увеличению торговли с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем. В 1798 г. разрешили вывозить в Азию железо, медь, олово, хлеб, иностранную золотую и серебряную монету. Запрещение сохранилось лишь на вывоз воинских снарядов. Были изданы распоряжения об охране купцов, торговавших в Среднеазиатских странах. До разрыва с Англией в этой торговле не было необходимости, но уже в сентябре 1800 г. генерал-прокурор, по указу императора, обратился к купечеству с предложением расширить торговлю с Хивой, для чего обещал поддержку правительства. 29 декабря 1800 г. состоялось Высочайшее распоряжение: «Сделать коммерц-коллегии положение о распространении торговли с Индией, Бухарой и Хивой, от Астрахани по Каспийскому морю и от Оренбурга, и составить план новому таможенному на тот край порядку, тарифу и устав предполагаемой компании; равномерным образом войти в рассмотрение средств для установления и распространения торговли по Черному морю». Интерес к азиатской торговле ослаб после смерти Павла, когда были восстановлены отношения с Англией.

Правительство, и купечество, почти порвав торговые отношения с Западом, не только занялись упрочением и расширением своей внутренней торговли, но и повернулись в своих проектах к Востоку и Югу, предполагая увеличить торговые сношения с азиатскими странами. Впрочем, разочарований в этой отрасли было гораздо больше, чем успехов».

Однако кроме простого торгового бойкотирования конечной целью Франции и России был раздел Британской и Османской империи. Для этого Павел I издал распоряжение о походе на Индию. В поход отправился экспедиционный корпус численностью в 22500 казаков под командой атамана генерала от кавалерии графа Федора Петровича Орлова-Денисова и казачьего атамана Платова.

Заключение.

В рамках небольшой работы практически невозможно всесторонне рассмотреть и полно оценить деятельность такого выдающегося Императора, которым, несмотря на свое короткое правление, являлся Павел I.

За недолгое время, проведенное на престоле Российского государства, Павел Петрович не успел реализовать все задуманное. Тем более важно и ценно для историков и для потомков то, что он успел осуществить.

Императором Павлом была практически выстроена во всех сферах, касающихся внутренней жизни государства, четкая вертикальная структура власти самодержавного монарха. И в судебной власти, и в финансовой системе, и в общем государственном устройстве мы можем видеть стройную иерархическую систему, основанную на идее служения Отечеству всех сословий, начиная от самого Государя и заканчивая крестьянами.

Несмотря на трудную личную судьбу и противоречия с матерью, Павел все же продолжил многие начинания Екатерины II, бывшей сильной самодержавной правительницей, ставившей заботу о благе Отечества в основу своего правления.

И Александр I, и Николай I, несмотря на то, что политика времен их царствований часто противопоставляется историками, были все же родными братьями и детьми своего отца. И если Александр I, особенно в начале своего правления был вынужден (можно только предполагать, по каким причинам), пресечь многие начинания своего отца и сделать шаг в сторону или назад, то Николай I, вступивший на престол при драматических обстоятельствах, для того чтобы сохранить Россию от разрушения осознанно принимал жесткие меры, во многом продолжавшие и закреплявшие то, что было начато его отцом.

Внимательно изучая законотворческое наследие Императора Павла Петровича, нельзя не увидеть, что принципы, положенные им в основание государственной системы, универсальны и в каком-то смысле идеальны. Идеалы высокого служения Отечеству на любом поприще, идеалы христианской нравственности как основы устройства государства, честность и рвение в исполнении своего служебного долга, милосердие и поддержка, обращенные к слабейшим членам общества, требовательность к тем, кто облечен властью и образован.

Очень надеюсь, что историки в области государства и права обратят свое внимание на законотворчество Императора Павла.

Сейчас как никогда наша страна нуждается в том, о чем мечтал Император Павел I - в приведении «всех частей государства порядком до равновесия, в котором должны быть, чтоб оное могло неразрушимо и невредимо стоять» ».

Выражаю благодарность Владимиру Мартову и Анне Бойко-Великой за помощь в
подготовке ряда материалов к этому исследованию. же.

Цит. по: Песков А.М. «Павел I» М., «Молодая гвардия», 2005. С. 327.

Список использованной литературы.

1.История судебной системы в России (Под редакцией Н.А.Колоколова). Москва, Закон и право. 2011 г.

2. Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830 - тт. 24-31

Список законов Российской империи задействованных в данной работе: номера законов

17567; 17588; 17589; 17590; 17609; 17634; 17735; 17739; 17833;

3. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. IXA (СПб, 1893), XXA, (СПб, 1897), XXV (СПб, 1898).

4. Снегирев В. Административное деление и учреждения дореволюционной России по периодам // Энциклопедический словарь «Гранат». 1938. Т. 36, ч. 6 Приложение 1. С. 1-7.

5. Ключевский В.О. О русской истории М. Просвещение, 1993 год.

6. Валишевский К. Собрание сочинений в пяти томах, том 5: «Сын Великой

Екатерины Император Павел 1 (Его жизнь, царствование и смерть). М..

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство