Государственное регулирование туристской отрасли. Государственное регулирование отраслевых структур Государственное регулирование в отрасли

18.03.2024

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

В.Д. Гончаров, С.В. Котеев, В.В. Рау

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОТРАСЛЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются вопросы регулирования рыночных процессов в продовольственном комплексе и его отдельных отраслях. Выявлены некоторые направления повышения эффективности и конкурентоспособности его функционирования в современных условиях.

Глобальные кризисные явления последних лет в очередной раз подтвердили актуальность и необходимость разработки действенных механизмов и моделей государственного регулирования рыночных процессов как в мировой, так и национальных экономиках, а также в их наиболее крупных и значимых секторах. Опыт многих развитых и развивающихся стран приводит к пониманию того, что в условиях глобализации лишь рациональное и научно-обоснованное сочетание и взаимодополнение регулирующих и рыночных воздействий способно обеспечить высокую и устойчивую социально-экономическую эффективность и конкурентоспособность современного производства.

Система экономического и организационного воздействия на продовольственный рынок должна включать формы и методы как прямого, так и косвенного государственного регулирования, обеспечивать возможность самостоятельной производственно-коммерческой деятельности всех звеньев агропромышленного комплекса, повышения их хозяйственной активности.

Методы прямого воздействия предполагают регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на внешних предписаниях. В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание реальных помех рыночному процессу.

Методы косвенного регулирования проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономические решения. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущественно методы государственного воздействия осуществляются в отношении отраслей, являющихся либо стратегически важными, либо недостаточно эффективными в рыночной среде. К таким отраслям, в частности, можно отнести и сельское хозяйство. По другим отраслям спрос и предложение формирует преимущественно рынок, исходя из реально складывающейся ситуации, налоговой политики государства, доходов потребителей.

Комплекс мер, способствующих развитию продовольственного рынка и обеспечению сбалансированного спроса и предложения, должен включать:

Стимулирование производства отечественной продукции посредством применения налоговых регуляторов, кредитов и т. д.;

Регулирование цен и тарифов;

Установление государственного заказа на социально-значимые продовольственные товары;

Развитие оптовых продовольственных рынков;

Совершенствование взаимоотношений сельскохозяйственных и пищевых предприятий с торговлей;

Регулирование импорта и экспорта;

Дотации и социальную защиту малообеспеченных слоев населения.

Важное место в экономическом механизме государственного регулирования продовольственного комплекса занимают долго- и среднесрочное прогнозирование и планирование. Однако вопросам стратегического планирования и прогнозирования в АПК РФ уделяется недостаточно внимания. Имевшиеся ранее недостатки планово-распределительной системы зачастую автоматически переносятся на современное планирование. В условиях формирования цивилизованного продовольственного рынка прогнозирование и планирование как функции управленческой деятельности не только сохраняют свое место в системе экономического механизма, но и существенно расширяют сферу своего воздействия на агропромышленное производство. Вместе с тем имеют место изменения на всех уровнях управления продовольственным комплексом. Каким принципам должны отвечать прогнозные и плановые разработки в современных условиях? Прежде всего, необходимо, чтобы они носили преимущественно рекомендательный (индикативный) характер по отношению к отечественным товаропроизводителям. При этом последние должны иметь полное право выбора тех направлений своей деятельности, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации, складывающейся на продовольственном рынке. Как правило, согласие достигается в рамках индикативных процедур, при которых государство разрабатывает и представляет комплексный прогноз макроэкономического развития на ближайшую и отдаленную перспективу. Индикативное планирование давно и успешно применяется в Японии, Франции, Нидерландах и ряде других стран, где оно является частью государственной социально-экономической политики.

С целью приближения к практике необходимо, чтобы макроэкономический прогноз развития АПК, во-первых, представлял собой детальный и конкретный документ, в котором должны быть зафиксированы целесообразные межотраслевые и народнохозяйственные пропорции, а во-вторых, стал научной основой для выработки конкретных хозяйственных договоренностей между правительством и сельскими товаропроизводителями.

При разработке прогнозно-аналитических обоснований целесообразно предусмотреть в них оптимизацию территориального разделения труда в продовольственном комплексе, при котором каждый регион, исходя из специфики природноэкономических условий, производит преимущественно наиболее конкурентоспособную продукцию, предназначенную для реализации на региональных и мировом рынках. Переход к регулируемой экономике вызывает также необходимость дополнить содержание прогноза развития и размещения продовольственного комплекса обоснованием объемов и динамики импорта и межрегиональных связей, что позволит повысить общую эффективность его функционирования в системе народного хозяйства страны.

В систему регулирования экономических отношений АПК входит финансовое, бюджетное, кредитное, налоговое и ценовое регулирование. Примером является Франция, где довольно жесткий режим государственного регулирования цен частично сохранился до настоящего времени. Методологический аспект ценообразо-

вания в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Например, при государственном регулировании цен на молочную продукцию в США Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены падают ниже этого уровня, то продукты скупает государство и использует их на бесплатные завтраки для школьников, поддержку малоимущих, продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также экспорт другим государствам.

Сокращение производства продовольственной продукции в РФ в 1990-е годы наряду с существенным повышением потребительских цен создало благоприятные условия для притока на отечественный внутренний рынок импортных товаров. При этом следует отметить, что постоянный рост цен на отечественные продукты снижает их конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Казалось бы логичным, что под давлением конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей цены должны бы снижаться. Но они в основном растут. В результате не выигрывает ни население, ни в конечном счете бюджет.

Эффективность государственной политики в этих условиях зависит от обоснованного гибкого и дифференцированного подхода к регулированию и поддержке продовольственного комплекса. В переходный период государственная поддержка должна носить селективный характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов.

Таким образом, государство с помощью экономических рычагов оказывает прямое и косвенное влияние на формирование экономических интересов субъектов АПК. Общая цель государственной политики заключается в создании благоприятной экономической, социальной, правовой среды и организационном обеспечении эффективного и устойчивого развития.

Рассмотрим некоторые вопросы государственного регулирования на примере одной из основных сфер продовольственного комплекса - пищевой промышленности.

Несмотря на принимаемые в последние годы меры по оздоровлению экономики этой отрасли, ее положение остается напряженным. Удельный вес убыточных предприятий в производстве пищевых продуктов, включая напитки, увеличился с 19,2% в 1995 г. до 25,1% в 2008 г. Рентабельность производства пищевых продуктов снизилась за этот же период с 16,3 до 10,8%. При оборачиваемости капитала возникла довольно сложная ситуация: неконтролируемый рост импорта и значительное сокращение производства сельскохозяйственной продукции привели к существенному недоиспользованию производственных мощностей. Например, в 2005 г. производственные мощности по выработке мяса использовались лишь на 45%, цельномолочной продукции - на 48, сыров сычужных - на 61, муки - на 44, крупы

На 30, маргариновой продукции - на 56, масла животного - на 27% (табл. 1).

В последние годы использование производственных мощностей по ряду видов продукции несколько улучшилось, но есть еще существенные резервы для увеличения выпуска пищевых продуктов на действующих предприятиях.

На фоне эйфории по поводу темпов экономического роста в 2001-2008 гг. для России сохраняет остроту проблема продовольственного импорта. Отсутствие четкого механизма регулирования промышленного и сельскохозяйственного производств и проблемы качества продукции приводят к тому, что с повышением заработной платы потребительский спрос зачастую все более смещается в пользу импортной, более дорогой, но качественной продукции. И если стоимость импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2000 г. составила 7,4 млрд. долл., в 2001 г. -9,2, в 2005 г. - 17,4, то в 2008 г. она возросла до 35,2 млрд. долл. США.

Таблица 1

Использование среднегодовой мощности предприятий по выпуску отдельных видов пищевой продукции, %

Пищевая продукция 1992 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Сахар-песок из сахарной свеклы 86 86 76 86 86

Хлеб и хлебобулочные изделия 61 44 40 39 41

Кондитерские изделия 61 46 50 62 65

Макаронные изделия 89 44 46 63 64

Масла растительные 71 35 61 70 63

Маргариновая продукция 61 20 42 56 60

Пиво 66 51 79 74 74

Безалкогольные напитки 19 17 37 59 54

Плодоовощные консервы 51 21 32 66 54

Мясо (в парном весе) 57 32 18 45 58

Колбасные изделия 66 54 52 66 67

Консервы мясные 61 39 40 45 46

Масло животное 67 35 25 27 32

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 41 24 32 48 54

Сыры сычужные 72 51 49 61 65

Консервы молочные 55 48 55 61 58

Мука 79 53 45 44 47

Крупа 62 39 24 30 34

Источник: .

Импортируемая сельскохозяйственная продукция из стран дальнего зарубежья получает значительные государственные субсидии и в связи с этим активно конкурирует с отечественной пищевой продукцией, рост затрат на производство которой катастрофичен, а бюджетных дотаций хронически не хватает. Втягивание России в импортную зависимость по продовольствию чревато в дальнейшем неконтролируемым повышением цен.

Россия ввозит в значительных объемах сахар-сырец, растительное масло, кукурузу. Особо следует сказать о мясе птицы. В страну в отдельные годы его завозится более миллиона тонн. И это несмотря на то, что уже накоплен богатый отечественный опыт производства данного вида мяса, имеются современные птицефабрики и при соответствующей государственной поддержке можно было бы достичь полной самообеспеченности в уже ближайшей перспективе (табл. 2).

За годы реформ резко увеличился импорт сахара-сырца. Увеличение доли перерабатываемого сахара-сырца в общем объеме произведенного в стране сахара наряду с кажущейся выгодностью закупок импортного сырца (удлиняется производственный цикл сахарных заводов) имеет следующие отрицательные последствия. Во-первых, Россия попадает в экономическую и продовольственную зависимость от зарубежных стран. Во-вторых, неконтролируемый импорт сахара-сырца, приводящий к сокращению выработки сахара-песка из отечественного сырья, влечет за собой экономические и социальные потери (резкое сокращение рабочих мест в свеклосеянии, в семеноводстве, переработке, торговле и т. д.). В-третьих, даже относительно невысокие цены на сахар-сырец являются призрачным преимуществом. Если в условиях возрастающей товарной интервенции будет разрушено свеклосахарное производство РФ, страны-экспортеры в любой момент резко повысят цены на сахар-песок и сахар-сырец.

Однако в последние годы в продовольственном хозяйстве страны произошли некоторые позитивные сдвиги. Положительным фактом является, в частности, улучшение ситуации с сырьевой базой масложировой промышленности. Во второй половине 90-х годов прошлого столетия из России вывозилось до трети урожая

семян подсолнечника. В результате из всех ведущих экспортеров маслосемян только Россия осуществляла последующий массовый импорт растительного масла. Мощности предприятий по выработке растительного масла были загружены, например, в 1998 г. на 46%, в 1999 г. - на 48%. Принятые Правительством РФ меры позволили существенно сократить экспорт маслосемян за рубеж. Например, в 2008 г. из России было вывезено лишь 85 тыс. т семян подсолнечника, 48 тыс. т рапса, 53,3 тыс. т семян льна. В то же время импорт только подсолнечного масла в Россию сократился с 176,3 тыс. т в 2002 г. до 112 тыс. т в 2008 г. Следовательно, еще предстоит осуществление дальнейших мер по сокращению экспорта сырья и уменьшению импорта растительного масла.

Таблица 2

Импорт основных продовольственных товаров, тыс. т*

Продукция 2002 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) 1153 1340 1411 1489 1710

Мясо птицы свежее и мороженое 1383 1329 1283 1295 1224

Рыба свежая и мороженая 464 787 686 870 881

Молоко и сливки сгущенные 59,2 146 145 131 160

Масло сливочное и прочие молочные жиры 140 133 165 123 140

Картофель 210 103 376 274 574

Томаты 182 355 418 560 685

Лук и чеснок 454 543 578 658 503

Виноград 100 291 321 381 407

Яблоки 367 730 838 935 1064

Чай 166 180 173 182 182

Пшеница 265 577 1397 465 179

Ячмень 171 252 188 273 132

Кукуруза 449 201 295 93,5 362

Масла растительные 1083 1002 848 956 1121

соевое 473 93,6 24,6 36,6 108

подсолнечное 176 131 100 132 112

пальмовое 318 600 543 576 688

Сахар-сырец 4453 2893 2629 3413 2418

Сахар белый 483 625 350 296 165

Какао-бобы 70,7 68,6 68,6 68,6 60,1

Макаронные изделия 40,4 79,4 87,8 75,4 65,4

Кофе 25,8 39,7 55,6 64,6 75,5

* По данным Федеральной таможенной службы с учетом импорта товаров из Республики Беларусь.

Источник: .

Наряду с подотраслями, которые после 2000 г. стали в большей степени ориентироваться на проблемы экспорта продовольственной продукции, в пищевой промышленности есть подотрасли, имеющие ярко выраженную импортную зависимость. Классическим примером является мясная промышленность. Так, в 2008 г. импорт мяса и мясопродуктов возрос до 3,2 млн. т по сравнению с 2,3 млн. т в 1995 г. В результате доля импорта в общих ресурсах увеличилась в отрасли с 25% в 1995 г. до 38% в 2008 г.

Обеспечение продовольственной безопасности России предполагает наращивание объемов отечественного производства мяса при синхронном импортозамеще-нии мясных продуктов. Однако на практике происходит рост импорта мяса и мясопродуктов при увеличении производства мяса в стране. Следовательно, по мере выхода животноводства из кризисного состояния в России не происходит адекватного импортозамещения .

Таким образом, без модернизации аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности и повышения конкурентоспособности продовольствен-

ных товаров следствием роста потребительского спроса могут стать изменения структуры предложения в пользу импортных продовольственных продуктов. Необходима четкая, финансово обеспеченная стратегия развития АПК страны, что позволило бы увеличить производство продуктов питания и повысить уровень жизни населения.

Спрос на пищевую продукцию в отличие от других потребительских товаров не столь тесно связан с уровнем доходов населения. С помощью лишь рыночных механизмов нельзя сохранять равновесие спроса и предложения на отдельные виды пищевой продукции и поддерживать стабильность продовольственного обеспечения населения. Поэтому на государственном уровне должен решаться вопрос о регулировании цен на отдельные виды продуктов питания с учетом сложившейся конъюнктуры продовольственных рынков в регионах страны. Во всех развитых странах существуют законы о ценах, которые на определенный период и по ограниченному ассортименту позволяют государству эффективно их регулировать. Возможен и второй вариант: оказывать помощь малообеспеченным слоям населения в виде дотаций. На современном этапе такой способ также является достаточно логичным: сокращается разрыв в доходах различных слоев населения, что должно в целом способствовать снижению социальной напряженности и росту спроса на продовольственную продукцию.

Важнейшими рычагами регулирования пищевой промышленности и в целом продовольственного сектора являются также кредиты и налоги. Испытывая недостаток оборотных средств, перерабатывающие предприятия регулярно прибегают к кредитам. В целом по пищевой промышленности кредиторская задолженность на конец 2008 г. составила 511,6 млрд. руб., а дебиторская - 350 млрд. руб. Просроченная кредиторская задолженность предприятий пищевой промышленности на этот период составила 22 млрд. руб., а просроченная дебиторская - 23 млрд. руб. Однако только часть предприятий отрасли способна гарантированно возвращать кредиты и платить по ним проценты.

Одной из причин неудовлетворительного состояния экономики отрасли являются высокие налоговые изъятия у товаропроизводителей, не оставляющие в их распоряжении финансовых ресурсов на развитие и совершенствование производства. Убыточность части предприятий отрасли - во многом следствие существенного налогового бремени.

Идея снижения налогов имеет много приверженцев в государствах с переходной экономикой. Многое зависит от конкретной ситуации. В США, реформируя налоговую систему, обеспечили переход от умеренного налогообложения к еще более умеренному. В России речь идет о переводе хозяйствующих субъектов из условий тяжелого налогового бремени в умеренные. Однако в аграрном секторе и пищевой промышленности подходить к данному вопросу следует дифференцированно. Необходимо руководствоваться значением вырабатываемой продукции для питания населения и экономическим положением отрасли. Вряд ли следует наращивать темпы производства, например пива. В то же время нужно увеличивать выпуск мясных и молочных продуктов, круп, комбикормов. О комбикормах следует сказать особо. Не решив проблему с ними, нельзя в ближайшей перспективе существенно увеличить производство мясомолочной продукции. Следовательно, только выбрав приоритетные направления можно повысить эффективность функционирования продовольственного комплекса в целом.

В переходный период поддержка предприятий аграрного сектора и пищевой промышленности имеет преимущественно селективный характер. Государство поддерживает те предприятия, у которых более высокая отдача от вложенных

средств. Критерий селективной поддержки - общий объем продаж, рентабельность, уровень использования материальных ресурсов.

Важной задачей государственного регулирования АПК является также достижение и поддержание паритета отношений обмена между сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью и торговлей. Возникший в 1990-е годы диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности в ряде регионов страны. В связи с этим было бы целесообразно, чтобы основная часть дополнительного дохода, образующегося вследствие либерализации цен на пищевую продукцию, из торговли переместилась в сферы производства и переработки сельскохозяйственных продуктов. В настоящее время доля сферы обращения, например, по мясным и молочным продуктам колеблется от 21 до 31,8% розничной цены (табл. 3).

Таблица 3

Структура розничных цен на отдельные виды мясомолочной продукции в 2008 г.

(на конец года), %

Вид продукции Стоимость сырья и основных материалов Расходы на про-извдство, включая коммерческие расходы Полная себестои- мость единицы продук- ции Прибыль убыток (-) промышленных предприятий Налог на добавленную стоимость (НДС), акциз и другие налоги Отпускная цена с НДС и другими налогами Плата за доставку продукции покупателям, осуществляемую перерабатывающим предприятием Оборот сферы обращения, включая НДС, начисленный организациям розничной торговли

Говядина(кроме бескостного мяса) 51,7 9,1 60,8 3,1 6,7 70,6 2,5 26,9

Свинина (кроме бескостного мяса) 50,9 7,0 57,9 3,8 6,2 67,9 0,3 31,8

Колбаса вареная высшего сорта 45,3 14,7 60,0 7,7 7,9 75,6 0,2 24,2

Мясо птицы 46,6 23,6 70,2 0,9 5,0 76,1 0,0 23,9

Молоко цельное пастеризованное 41,4 24,8 66,2 4,3 7,1 77,6 0,5 21,9

Сметана (15-20% жирности) 38,9 23,2 62,1 6,7 7,1 75,9 0,4 23,7

Творог жирный (не менее 5% жирности) 39,2 20,2 59,4 7,1 6,7 73,2 0,3 26,5

Творог нежирный (менее 5% жирности) 36,6 209 57,5 6,6 6,3 70,4 0,4 29,2

Масло сливочное 60,7 19,3 80,0 -8,4 7,0 78,6 0,2 21,2

Сыры сычужные твердые и мягкие 42,1 18,6 60,7 2,8 5,8 69,3 0,0 30,7

Особенности функционирования некоторых отраслей порождают необходимость прямого государственного регулирования их деятельности. При этом главным аргументом регулирования является общественная значимость отрасли или продукции. Однако большинство регулируемых отраслей имеют в своем составе естественно монопольные сегменты.

Инструментарий новой институциональной теории позволяет рассматривать государственное регулирование фирм с двух позиций: как размывание прав собственности и как долговременный специфический контракт между государством и фирмой, занимающейся особым видом деятельности.

Через контроль ценообразования для большинства регулируемых предприятий в одностороннем и принудительном порядке государством вводятся ограничения на допустимый размер прибыли фирмы, то есть ограничивается ее право на присвоение остаточного дохода. Таким образом, происходит размывание прав собственности, которое перестраивает ожидания экономического агента, снижает для него ценность ресурса, меняет условия обмена. Р егулируемые фирмы вынуждены вырабатывать адаптивные модели поведения, минимизирующие издержки или упущенную прибыль, возникающие вследствие государственного регулирования. Следовательно, действия государства по регулированию ценообразования частных фирм не могут соответствовать критерию эффективности и снижают уровень благосостояния общества.

Однако критерию эффективности не противоречит расщепление (дифференциация) прав собственности, которое носит добровольный и двусторонний характер. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий теоретиками прав собственности усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса). Перераспределение прав в соответствии с относительными преимуществами, которые имеет каждый из участников хозяйственного процесса в каком-то виде деятельности, повышает общую эффективность функционирования экономики .

Вместе с тем экономисты признают, что в реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно. Поэтому регулирование одновременно можно трактовать как контракт между государством и фирмой, который является добровольным и соответствует интересам обеих сторон. Посредством такого контракта государство реализует общественный интерес: избыточная прибыль, которая может быть получена в некоторых отраслях в силу естественных условий их организации, должна поступать потребителям в форме дохода от снижения цен. А фирма, в соответствии с контрактом, получает доступ к специфическим ресурсам или особому виду деятельности, и главное - полную или частичную защиту от конкурентов.

Для исследования российской ситуации нами принимается контрактная теория регуляционных отношений. Все регулируемые фирмы до перехода страны к рыночным отношениям находились в государственной собственности. Передача части собственности от государства в частное владение можно рассматривать как одно из условий контракта в обмен на частичное ограничение права присвоения новым собственником остаточного дохода.

В этом случае возникают проблемы эффективности контракта и контроля его соблюдения. Регулируемые фирмы в условиях российской действительности должны приспосабливаться не только к издержкам, которые они несут в связи с регулированием, но и к устойчивому неисполнению условий контрактов со стороны государства. Однако поведение регулируемых фирм в целом укладывается в традиционные виды: неоправданное завышение издержек, поиск ренты и различные формы оппортунистического поведения.

Теория заинтересованных групп объясняет также появление перекрестного субсидирования во многих регулируемых отраслях. В результате перекрестного субсидирования часто оказывается, что доминирующая группа потребителей получает преимущества над другими группами через решения регулирующих органов о необходимости субсидирования. Гипотеза о том, что регулирующие органы порождают перекрестноесубсидирование, была проверена на основе статистических данных за периоды в истории регулирования электроэнергетикив Америке, когда еще оставались несколько нерегулируемых штатов. Промышленные потребители покупают большие количества электроэнергии, чем домохозяйства, их число относительно невелико, так что они могут более эффективно лоббировать регуляторов. Таким образом, согласно этой гипотезе, отношение тарифов для населения к тарифам для промышленных потребителей должно быть выше в регулируемых штатах при том, что различия в издержках обеспечения услуг обеим группам не существенны. Статистические исследования подтвердили эту гипотезу, регулирование вынуждало население субсидировать промышленных потребителей.

Однако возможность "захвата" регулируемого органа может быть ослаблена, если отрасль регулируется несколькими комиссиями. В этом случае давление со стороны доминирующей группы на нескольких регулирующих субъектов затруднено. Тот же эффект наблюдается, когда регулирование отрасли осуществляется на разных уровнях, и федеральными, и региональными органами одновременно. Однако в этом случае издержки влияния повышаются вместе с ростом масштабов регулирования.

Неэффективность регулирования проявляется в резко различающихся результатах воздействия на цены. В ряде исследований американских ученых эмпирически было доказано, что в таких отраслях как электроэнергетика и электросвязь регулирование способствовало установлению цен на 10-20% ниже в сравнение с нерегулируемой монополией. Но эти рынки представляют случай устойчивой естественной монополии. Напротив, в отраслях транспорта, где естественная монополия не является устойчивой, и где в прошлом конкуренция была официально подавлена через ограничение входа и контроль минимальных цен, эмпирические исследования показывают противоположные результаты. Регулирование в этих отраслях американской экономики способствовало повышению цен. За период 1969-1974, регулирование, пооценкам Т. Килера,способствовало повышениюстоимости авиабилетов в среднем на 22 - 52%. Ежегодно, это составляло от $1,4 до $1,8 миллиардов долларов общественных потерь . Главные причины этих непомерных тарифов - различные формы X-неэффективности, появившейся в результате неоправданного регулирования этих отраслей.

Ярким примером неэффективности регулирования служит сравнение нерегулируемых внутриштатных и регулируемых федеральных тарифов на авиарейсы по Калифорнии и Техасу. В 1975 году на маршрутах одинаковойдлины и соединяющих одни и те же города, внутренние тарифы были существенно ниже. Дерегулирование авиалиний и грузовых перевозок в концу 1970-х и начале1980-х привело к снижению цен, главным образом из-за появления новых конкурентов. Например, стоимости авиабилетов на рынках, обслуживаемых People Express уменьшились на 40 - 50%. За период с 1976 по 1983 годы цены на грузовые перевозки на коротких и средних расстояниях упали на 12-14 % .

Однако многие из этих достижений впоследствии были утеряны. Причиной, по мнению большинства экономистов и политиков, послужила снисходительная антимонопольная политика в течение правления администрации Рейгана, позволяющая слияния компаний и недобросовестную конкуренцию. Таким образом, дерегулирование приветствуется лишь в той мере, в которой заменяет регулирование конкуренцией.

Оппортунистическое поведение . Характерной особенностью регулируемых фирм является наличие оппортунистического поведения в формах сокрытия информации от регулирующего органа; злоупотребления монопольным положением ; снижения качества продукции и услуг.

Завышение издержек тесно связано со стремлением регулируемых фирм к информационной закрытости. В российской экономикереальное положение дел монополистов является, как правило, тщательно скрываемой информацией, регулирующий орган не всегда имеет дело с достоверными и надежными данными. Таким образом, трудности создания эффективной системы регулирования социально значимых отраслей в российской экономике усугубляются также непрозрачностью финансовых потоков в регулируемых отраслях.

Так как во многих случаях регулируемые фирмы оказываются монополистами на рынке, практика выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением. Практически раз в месяц Министерство по антимонопольной политике России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МПС России, и ежегодно антимонопольными органами рассматривается порядка 200 заявлений по фактам нарушений антимонопольного законодательства железными дорогами. Эта статистика достаточно стабильна в течение ряда последних лет . Среди типичных примеров - расширение перечня, утвержденного МПС и Минэкономики, работ и услуг, оплачиваемых по договорным тарифам. Вместо регулируемых тарифов потребителям нередко навязываются необоснованно высокие договорные тарифы или дополнительные услуги, не предусмотренные прейскурантом, часто завышаются объемы фактически проведенных работ и оказанных услуг. Как правило такие ситуации имеют место в районах, где железные дороги являются практически единственным видом транспорта. Также наблюдается дискриминация грузовладельцев, имеющих собственный подвижной состав. За перевозку собственным парком даже по официальным расценкам им приходится платить больше, чем за перевозку парком железной дороги.

Другой формой оппортунистического поведения регулируемых фирм является снижение качества производимой продукции или услуг. Во многих регулируемых отраслях существуют высокие издержки измерения качества производимой продукции или услуг, поэтому регулируемая фирма имеет возможности снижать качество в условиях установленных государством цен.

Контракты между государством и регулируемыми фирмами большей частью являются формальными. Одновременно в этой сфере достаточно широко используются и имплицитные контракты. В существующихусловиях неопределенности регуляционные контракты не могут быть полными.

Российская ситуация характеризуется низкой формализацией контрактных отношений. Это служит источником противоречивости государственного регулирования. Так, многим регулируемым отраслям в период перехода к рынку государством были определены взаимоисключащие роли - обеспечивать экономический подъем и развитие экономики и одновременно служить основным источником доходов государственного бюджета всех уровней, а также обеспечить выполнение социальных функций . При этом приоритетнымиоказались фискальная и социальная функция.

Неэффективность существующих контрактов между государством и регулирующими органами в России отражается в наличие практики перекрестного субсидирования. Покупатели регулируемых предприятий делятся на три группы: население, бюджетные организации и коммерческие потребители. Как правило, органы регулирования устанавливают наименьшие тарифы для населения, часто на уровне или даже ниже себестоимости. Тарифы для бюджетных организаций выше, но эту группу потребителей отличает крайне низкая дисциплина платежей. Самыми высокими оказываются тарифы для коммерческих потребителей. Таким образом, в большинстве случаев решается проблема доходов, выпадающих за счет первых двух групп потребителей. Но спрос коммерческих потребителей является наиболее эластичным, они проявляют большую активность в поиске альтернативных поставщиков услуг там, где это возможно. Многие предприятия строят собственные генераторы электрической энергии и водозаборы с высокой себестоимостью производства, предпочитают использовать сотовую связь для междугородных и международных переговоров вместо электросвязи и т. д. При этом издержки предприятий оказываются сравнимыми с регулируемыми тарифами, а качество услуг и надежность поставок намного выше. Таким образом, регулируемые фирмы теряют наиболее выгодных клиентов, а значит и значительную часть дохода. Если эти тенденции окажутся устойчивыми, то в недалеком будущем основными потребителями продукции и услуг регулируемых компаний останутся бедное население и неплатежеспособные бюджетные организации.

Особо нужно сказать о задолженности бюджетных организаций, которая составляет значительную долю в общей сумме дебиторскойзадолженности регулируемых фирм. Ведь именно само государство как собственник этих предприятий в конечном счете оказывается должником регулируемых компаний. Таким образом, неплатежи со стороны бюджетных организаций являются проявлением нарушения контракта государства и регулируемых фирм. Достоверность обещаний и дисциплина выполнения обязательств со стороны государства, как института, определяющего правила игры в целом, имеет важнейшее значение для повышения эффективности контрактных отношений.

Особенностью отношений данных сторон является ситуация, когда одна из сторон контракта (государство) выступает в то же время в качестве арбитра в разрешении спорных вопросов. Поэтому совершенствование регуляционных контрактов должно быть направлено на повышение их формализации, полноты и эффективности.

Совершенствование отраслевого регулирования в России связано со следующими важнейшими направлениями. Необходимо четкое определение критериев целесообразности регулирования для различных отраслей: при каких условиях отрасль или производство отдельных видов продукции должно подвергаться регулированию и, что особенно важно, когда и при каких условиях возможно дерегулирование и каков его механизм. В тех же случаях, когда регулирование действительно необходимо, оно будет наиболее эффективно при создании механизмов, обеспечивающих эффективные контрактные отношения между всеми сторонами, а также в условиях соответствующей институциональной среды.

Крупнейшие российские многопродуктовые компании ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", железные дороги под управлением МПС имеют в своем составе естественно-монопольное ядро и, следовательно, являются субъектами естественной монополии на федеральном уровне, их деятельность подлежит прямому государственномурегулированию. Важность государственного регулирования этих объектов обостряется макроэкономическим эффектом их деятельности.

В период перехода от командной экономики к рыночным методам хозяйствования деятельность субъектов естественной монополии на федеральном и локальном уровняхявляется важнейшим фактором как макро- такмезо- и микроэкономической стабильности. Отсутствие адекватного механизма отраслевого регулирования привело к ситуации, в результате которой тарифная и товарно-кредитная политика важнейших инфраструктурных отраслей стала одной из причин инфляции издержек, тяжелого финансового положения большинства предприятий. Нельзя переоценить роль естественных монополий в формировании «институциональных ловушек» на основе всеобщего кризиса неплатежей, побочными следствиями которого оказались подвижность собственности большинства российских предприятий, препятствия демонополизации экономики и развитию конкуренции.

Налицо имплицитный контракт между слабым государством и сильными заинтересованными группами. Государство обеспечивает субъектам инфраструктурных отраслей возможность получать монопольную ренту в обмен на обеспечение минимального уровня социальной стабильности в стране и финансовой состоятельности государственного бюджета и бюджетных организаций.

Поэтому искусственное сдерживание тарифов на продукцию и услуги естественных монополий не может решить проблем страны и самих регулируемых компаний. Эффективность реформирования экономики естественно - монопольных структур, создание механизма действенного государственного регулирования ценообразования естественных монополий, организация конкуренциии дерегулирование потенциально конкурентных сегментов данных отраслей могут стать основой реального снижения тарифов, создать предпосылки роста в других отраслях российской промышленности.

Успешность вышеназванных действий зависит от ликвидации возможности получения субъектами естественных монополий природной и монопольной ренты и внедрения институтов, ослабляющих влияние отраслевых заинтересованных групп. Наиболее реальный путь - формирование достаточно сильной коалиции антимонопольных сил в лице не связанной с ТЭКом крупной промышленности и общественных организаций, представляющих интересы мелкого бизнеса и домохозяйств.


Кокорев В.Р. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. 1998. №4. [v] См. «Результаты исследования ЕБРР и Всемирного банка свидетельствуют о панибратских отношениях между государством и предприятиями» // Трансформация. 1999. Декабрь. С.6-9.

По мнению специалистов этих организаций, уровень «захвата» государственных органов определяется способностью отдельных людей или компаний платить за нормативные документы, соответствующие их личным интересам. (Там же, с.6)

Keeler T.E. Deregulation and Scale Economies in the U.S. Trucking Industry: An Econometric Extension of the Survivor Prin-ciple // Journal of Law and Economics. 1989. № 32. P.P. 399 - 424.

Bnieckner J.K. and Spiller P.T. Competition and Mergers in Airline Networks // International Journal of Industrial Organization. 1991. №9. P . P . 374 - 382.

Во многих странах мира нередко туризм оказывался тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм влияет на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

На наш взгляд, перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Государственное регулирование въездного туризма представляет целенаправленное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов -- участников этого вида бизнеса и рыночную конъюнктуру для обеспечения благоприятных условий развития туризма, реализации государственных приоритетов. Оно включает в себя разработку государственной политики в этой сфере и выбор механизмов ее реализации.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

  • · координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
  • · согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
  • · согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения (Рис. 4.).

В международной практике сложились три подхода к государственному регулированию въездного туризма.

Первый подход предполагает решение вопросов развития туризма на местах (самостоятельно субъектами хозяйствования) на основе принципов рыночной экономики.

Такой подход эффективен в развитых странах, где преобладают частные компании разной величины и специализации. Основное условие для такого подхода: страна должна быть привлекательна для иностранных туристов во всех отношениях и не нуждаться в особой рекламе ее туристского продукта на мировом рынке. В этом случае можно обойтись без специальных органов государственного регулирования туризма.

Второй подход предполагает создание специального государственного органа, наделенного значительными полномочиями и финансовыми ресурсами. Данный подход эффективен в случае, когда интересы въездного туризма требуют значительных средств для создания и поддержания на высоком уровне национального туристского продукта и туристской инфраструктуры, привлечения прямых иностранных инвестиций, поддержки мелкого и среднего бизнеса, обеспечения безопасности иностранных туристов.

Существует третий подход, когда функции государственного регулирования туризма возложены на многофункциональное министерство. В министерстве создается специализированное подразделение, которое занимается разработкой и совершенствованием нормативно-правовой базы, осуществляет координацию министерств, ведомств и региональных властей по вопросам развития международного туризма; налаживает связи с другими странами и международными организациями по вопросам развития туризма, занимается продвижением национального туристского продукта за рубежом; осуществляет информационное обслуживание туристского бизнеса.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов.

Рисунок 4 - Методы государственного регулирования туризма

Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах "спрос - предложение" на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Основными задачами государственного регулирования являются:

ѕ принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

ѕ создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

ѕ разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;

ѕ обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

ѕ обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами. Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Составной частью маркетинга являются мероприятия по продвижению туризма, проводимые государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд. Поскольку число организаций, включенных в мероприятия по продвижению туризма, велико, важную роль играет координация действий, которой обычно занимаются представительства государственных организаций за рубежом. Средства, выделяемые из бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского имиджа страны, могут превышать половину бюджета государственных организаций, причем большая часть бюджета идет на финансирование паблик рилейшнз (от одной трети до двух третей). Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туризм. Цель этих действий - обмен или объединение усилий по продвижению (распространение плакатов, аудио- и визуальных материалов, совместное использование представительских офисов и т.д.). Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны по крайней мере им контролироваться. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия); с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т.д. Государство, помимо вышеуказанных рычагов, может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

Рисунок 5 - Система государственного регулирования развития туризма

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется следующим путем:

ѕ создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

ѕ защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

ѕ стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

ѕ установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

ѕ прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

ѕ налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

ѕ содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

ѕ развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Таким образом, масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Эффективному развитию туризма во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Государственные и муниципальное управление: конспект лекций Кузнецова Инна Александровна

2. Государственное регулирование в отраслях культуры

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» связывают понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация. Неразрывную связь с культурной деятельностью имеет человек, который создает или интерпретирует эти ценности.

В культуре большая роль принадлежит профессионально-творческим организациям (союзам писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает его устав и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законом. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, субъектов Федерации или муниципального значения, уставы и положения организации культуры утверждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного самоуправления.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и которая соответствует этим целям.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности.

Министерство культуры и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Согласно Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникациях Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289, Минкультуры России осуществляет следующие функции и полномочия: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства и др.

Структурными подразделениями Минкультуры России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства, в состав которых включаются отделы. В ведении этого министерства и непосредственном подчинении ему находится Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

1) культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением проектов нормативных правовых актов по осуществлению контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав);

2) международного культурного и информационного сотрудничества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

5. Государственное регулирование монополистической деятельности Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности Понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и

автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 30. Государственное регулирование деятельности бирж Главным государственным органом, регулирующим деятельность товарных бирж и осуществляющим контроль за их деятельностью, является федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

3. Антимонопольное государственное регулирование Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

4. Государственное банковское и налоговое регулирование Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 8 апреля 2008 г.). Банковская система Российской Федерации включает в

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Тема 21. Государственное регулирование в отраслях культуры 1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Из книги автора

2. Государственное регулирование архивного дела Организационно самостоятельной подотраслью социально-культурного отраслевого комплекса является архивное дело, под которым в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Основы законодательства Российской Федерации

Из книги автора

5. Государственное регулирование физической культуры, спорта и туризма В систему социально-культурного комплекса в качестве самостоятельной в организационном отношении его отрасли, казалось бы, должны входить физическая культура, спорт и туризм, поскольку Федеральный

Из книги автора

6.2. Государственное регулирование экономики Экономика является основой, определяющей все стороны жизнедеятельности общества и заключающейся в рациональном использовании ресурсов для производства товаров, оказания услуг и удовлетворения потребностей общества.

Из книги автора

146. Государственное регулирование цен на отдельные виды товаров Принцип свободы ценообразования ограничивается в целях обеспечения публичных интересов. Основы порядка установления и применения цен определяются указами Президента РФ и постановлениями Правительства

Из книги автора

191. Государственное регулирование коммерческой деятельности Государство регулирует коммерческую деятельность посредством: государственной регистрации субъектов коммерческой деятельности; лицензирования отдельных видов коммерческой

Из книги автора

2. Государственное регулирование правоотношений Многосторонняя деятельность товаропроизводителей проходит при государственном регулировании. В процессе организации, осуществления производства, на последующих стадиях обмена и производственного потребления

Из книги автора

21. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Основой всей предпринимательской деятельности в России является инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Однако самостоятельность

Из книги автора

96. Государственное регулирование предпринимательства в промышленности Процесс производственно-хозяйственной деятельности – самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от

В результате изучения главы 15 студент должен:

знать

  • виды регулирования отрасли;
  • содержание и цели регулирования торговой отрасли;
  • основные принципы и методы регулирования отрасли;

уметь

Предложить комплекс мер регулирования, соответствующий состоянию отрасли;

владеть

подходами к разработке комплекса мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке.

Основные направления и принципы регулирования торговой отрасли

Торговля, как и другие отрасли современной экономики, развивается на основе взаимодействия двух начал, в соответствии с которыми различают два типа ее регулирования: рыночное и нерыночное. Последнее включает государственное и негосударственное регулирование.

Рыночный тип регулирования формировался в условиях развития капиталистических отношений, когда низкая насыщенность рынка товарами и относительно небольшие масштабы промышленных и торговых капиталов создавали благоприятные условия для возникновения и развития большого числа мелких предприятий и, следовательно, свободной конкуренции.

Основой рыночного регулирования была деятельность предпринимателей, управлявших небольшими предприятиями, которое происходило практически без вмешательства государства, кроме таких общих моментов, как налогообложение (или сбор пошлин, податей), регулирование денежного обращения и т.п. Действенность рыночного саморегулирования (так называемой невидимой руки, по выражению А. Смита) базируется на законах свободного рынка. Но рынок должен оставаться действительно свободным. В процессе деятельности предприятия стремятся к росту, ресурсы (финансовые, материальные и др.) концентрируются под управлением сильных предприятий и свободная конкуренция превращается в конкуренцию монополий, которая хоть и является конкурентной средой, но создает существенные ограничения свободной конкуренции на рынке.

Рыночное регулирование показало себя недостаточно эффективным уже в конце XIX в., к тому же многие государства стремятся проводить социально ориентированную внутреннюю политику, которая включает и обеспечение необходимого уровня конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг. В результате уже к середине 1930-х гг. были сформулированы основные принципы нерыночного регулирования экономической деятельности, и соответствующие методы применяются практически постоянно в разных сочетаниях в зависимости от экономической ситуации.

Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия государственных и муниципальных органов власти на организацию и экономику отрасли в целях решения задач экономического и социального развития страны и отдельных ее регионов. Основные направления государственного регулирования деятельности в торговой отрасли таковы:

  • разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции;
  • государственное регулирование в областях, где отсутствует конкуренция;
  • разработка и реализация государственной политики перераспределения доходов.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции формировались на протяжении более 100 лет, в течение которых в развитых странах сложились собственные системы государственного регулирования, учитывающие особенности и традиции деловой практики. Основными принципами в данной сфере являются:

  • взаимодействие рыночной конкуренции и государственного регулирования рынка;
  • недопущение прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность участников рынка, но допускается прямой контроль государственных органов за соблюдением установленных правовых норм;
  • регулирование и устранение негативных последствий конкуренции для экономики страны, когда рыночный механизм не обеспечивает нейтрализации этих негативных последствий;
  • воздействие на результаты деятельности участников рынка в виде ущерба или выгоды для третьих лиц, которые не участвуют в рыночных отношениях и интересы которых не учитываются при формировании цен.

В российской экономике необходимость мер государственного регулирования во многих отраслях не подвергается сомнению, но важно определить оптимальное соотношение между механизмами рыночного саморегулирования и государственного регулирования. В тех областях, в которых конкуренция отсутствует или в существующих условиях не может быть эффективна, государственное регулирование становится единственным инструментом организации хозяйственной деятельности. Например, в современных условиях особо острой стала проблема охраны окружающей среды, которая может решаться только на государственном уровне. Применительно к торговле, пищевой промышленности и транспорту она связана с применением в промышленных и бытовых холодильниках запрещенных с 2000 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) взрывоопасных и озоноразрушающих фреонов. Самостоятельно предприятия не будут отказываться от потенциально опасной техники, только на государственном уровне может быть реализован комплекс мероприятий по модернизации основных фондов торговой отрасли, конечно, при условии материальной заинтересованности торговых предприятий.

Деятельность естественных монополий и государственных монополий также должна находиться под контролем, чтобы обеспечить доступность их товаров и услуг для населения. Естественные монополии формируются в отраслях, для которых создание конкурентной среды па товарном рынке невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Государственная политика перераспределения доходов учитывает национальные, социальные, экологические и другие особенности развития страны. Она реализуется через комплекс налоговых и кредитно-финансовых мер, обеспечивающих льготные условия деятельности для предприятий и отраслей, выполняющих социально значимые функции (например, обслуживание социально незащищенных слоев населения, снабжение населения на удаленных территориях). Предприятиям могут предоставляться льготы в части налогообложения, оплаты аренды помещений и коммунальных услуг, кредитования.

Внешняя торговля является, с одной стороны, источником товарных ресурсов, а с другой – источником пополнения бюджета. Регулирование внешнеэкономической деятельности преследует несколько довольно противоречивых целей: с одной стороны, обеспечить население качественными товарами по доступным ценам и конкуренцию отечественным производителям, с другой – поддерживать на внутреннем рынке благоприятную для отечественно производителя среду. В последние годы направления деятельности, связанные с защитой собственного рынка, преобладают в большинстве стран. Среди таких ограничений: установление количественных квот, тарифных пошлин, субсидии отечественным товаропроизводителям. Причинами усиления протекционизма не в последнюю очередь являются задачи соблюдения интересов потребителей, оптимизации производственной структуры экономики, решение социально-экономических задач (в частности, поддержка малого и среднего бизнеса).

Следует отметить, что государства придерживаются схожих принципов регулирования рыночных отношений вообще и внутренней торговли – в частности. Различия возникают на уровне способов реализации поставленных целей, управленческих подходов к решению конкретных задач. В одних странах государственному регулированию отдается преимущество, и большая часть задач решается именно через рычаги государственного регулирования, в других поощряются активные действия участников рынка по поддержанию конкуренции и регулированию рыночных отношений. Последняя форма представляет собой негосударственное регулирование.

Негосударственное регулирование включает различные соглашения об объединении предприятий, создании внутриотраслевых и межотраслевых комплексов, а также разнообразные регулирующие воздействия коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, промышленных и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических систем. В рамках крупных корпораций применяется трансфертное ценообразование и другие методы нерыночного управления, в результате подрывается механизм внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Вместе с тем в рамках крупных корпораций более эффективно решаются вопросы межотраслевого перераспределения ресурсов, что благоприятствует развитию внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Аккумулируя большие объемы экономических ресурсов, корпорации все активнее выступают в качестве проводников народно-хозяйственных или национальных интересов и сигналов системы рыночного саморегулирования па уровне средних и мелких предприятий.

Формы негосударственного регулирования, находясь в противоречивом единстве с рыночными и государственными, играют возрастающую роль в современном механизме деятельности торговой отрасли благодаря процессам информационно-технологического и организационно-экономического развития современной системы товарного обращения.

Рассчитывать на всесилие "невидимой руки" саморегулирования рынка в начале XXI в. не приходится. Современный механизм хозяйствования строится на взаимодействии трех основных регуляторов: рыночного саморегулирования, государственного и негосударственного регулирования. При возрастающей роли негосударственных форм регулирования конкуренция играет роль двигателя, а государственное регулирование – стратегического ориентира развития отраслей торговли.

В процессе государственного регулирования рыночной экономики торговая отрасль рассматривается в качестве одной из крупнейших ее подсистем, ориентированных на решения социальных и общеэкономических задач, которая постоянно усложняется под влиянием стремительного развития научно-технического прогресса.

Государственное регулирование товарных рынков и торговой деятельности способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство