Фонд оплаты труда и его структура кратко. Структура и составляющие фонда оплаты труда

31.01.2024

Рыночные отношения предоставили предприятиям и организациям различных форм собственности и хозяйствования максимальную самостоятельность в вопросах оплаты труда при условии, что оплата осуществляется за счет их собственных средств без выделения на эти цели ассигнований из бюджета. В результате на предприятиях появились понятия: «фонд потребления», «средства, направляемые на потребление», а также идентичный ему термин «фонд заработной платы».

Средства, направляемые на потребление, объединяют денежные и натуральные выплаты, носящие индивидуальный характер. Фонд потребления включает, кроме того, выплаты за счет фонда социальной защиты и расходов на содержание объектов здравоохранения, культуры и спорта. В состав средств, направляемых на потребление, включаются: средства фонда оплаты труда.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:

  • 1) Оплата за отработанное время
  • - Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;
  • - Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам. В процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг);
  • - Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;
  • - Премии и вознаграждения, (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер независимо от источников их выплаты;
  • - Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т. п.);
  • - Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы;
  • - Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
  • - Выплаты, обусловленные районным регулированием платы труда: по районным коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
  • - Доплаты за работу во вредных или опасных условиях на тяжелых работах
  • - Доплаты за работу в ночное время;
  • - Оплата работы в выходные и праздничные дни;
  • - Оплата сверхурочной работы;
  • - Оплата работника за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством;
  • - Доплаты работникам, постоянно занятым на подъемных работах, за нормативное время их передвижения в шахте (руднике) от ствола к месту работы и обратно;
  • - Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • - Комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховым агентам, штатным брокерам;
  • - Гонорар работникам, состоящим в списочном составе работников редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;
  • - Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ми письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы;
  • - Оплата специальных перерывов в работе;
  • - Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • - Выплата разницы в окладах при временном заместительстве;
  • - Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии, согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы, например, военнослужащих) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям;
  • - Оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству;
  • - Оплата труда работников не списочного состава;
  • - Оплата труда лиц, не состоящих в списочном составе работников предприятия (организации), за выполнение работ по гражданским договорам, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими, а не юридическими лицами. При этом размер средств на оплату труда этих физических лиц определяется, исходя за сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов;

Оплата услуг (гонорар) работников не списочного состава (за переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению и т.д.).

  • 2) Оплата за неотработанное время
  • - Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);
  • - Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;
  • - Оплата льготных часов подростков;
  • - Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;
  • - Оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;
  • - Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;
  • - Оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы;
  • - Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за не проработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации;
  • - Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови;
  • - Оплата простоев не по вине работника;
  • - Оплата за время вынужденного прогула;
  • - Единовременные поощрительные выплаты;
  • - Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты;
  • - Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);
  • - Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников;
  • - Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством);
  • - Денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
  • - Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций;

Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.

  • 3) Выплаты на питание, жилье, топливо
  • - Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов (в соответствии с законодательством);
  • - Оплата (полная или частичная) стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам с или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством);
  • - Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредставление их бесплатно;
  • - Средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством);
  • - Стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива.

В фонд потребления входят, но не включаются в состав средств, направляемых на потребление, затраты на командировочные расходы, надбавки к зарплате взамен суточных работникам, направляемым для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, стоимость спецодежды, спецпитания, выплаты за счет средств фонда социальной защиты, включая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности, по уходу за ребенком, пенсии, возмещение причиненного ущерба, а также расходы за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Всю начисленную на предприятии заработную плату можно подразделить на следующие виды:

  • - основная заработная плата;
  • - дополнительная заработная плата;
  • - премии, вознаграждения по итогам работы за год.

Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. То есть, может быть, сдельная оплата труда, повременная или контрактная.

Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работникам реже, чем два раза в месяц.

Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:

  • - оплата основного, дополнительного или учебного отпуска;
  • - компенсация за неиспользованный отпуск;
  • - выплаты выходного пособия при увольнении;
  • - выплаты при направлении работника на курсы повышения квалификации;
  • - оплата времени выполнения государственных обязанностей;
  • - прочие выплаты согласно действующему законодательству.

Выплаты работнику дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.

Все перечисленные выплаты рассчитываются на основе среднего заработка. Во всех случаях средний заработок на день его выплаты не может быть менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направляемых на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как соотношение 12-ти месячных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

В качестве источников вознаграждения за труд на предприятии создаются фонды социальной поддержки и развития, фонд развития производства, резервный фонд. Эти фонды создаются для распределения доходов и дивидендов между работающими с целью повышения их заинтересованности.

Проценты отчисления в фонды определяется Советом директоров по рекомендации генерального директора. Проценты устанавливаются ежеквартально и корректировке в течение этого срока не подлежат.

При изменении чистой фактической прибыли одновременно изменяются суммы фондов. Абсолютная сумма фондов определяется путем умножения чистой фактической прибыли на утвержденный норматив образования фондов.

Отчисления в фонды предприятия производит ежеквартально с нарастающим итогом.

Единый фонд социального развития и производства используется по смете. Проект использования средств ЕФСРиП выносится на обслуживание правления и после его одобрения утверждается генеральным директором. Средства ЕФСРиП расходуются на улучшение социального положения трудящихся, на приобретение новой техники, проектно-изыскательские работы.

В целях усиления материальной заинтересованности рабочих, руководящих работников, главных специалистов, инженерно-технических работников, служащих на предприятии вводится положение о премировании.

Премирование рабочих производится по результатам работы за месяц. Рабочие совершившие прогулы лишаются премии полностью. Начисленные премии рабочим выплачиваются, не зависимо от состояния расходования фонда заработной платы в целом по подразделению.

Премию каждой группе рабочих в бригаде выплачивают в одинаковом размере в процентах к тарифным ставкам за фактически отработанное время.

Премирование руководящих работников, ИТР, служащих производится по результатам работы за месяц. Показатели и условия премирования ИТР и служащих устанавливаются руководителями организаций.

Все начисленные предприятием выплаты работникам являются его затратами на оплату труда, образуютфонд оплаты труда . Он состоит из трех разделов: фонд заработной платы; выплаты социального характера; расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 89 утверждена Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера. Она подготовлена с учетом международных рекомендаций по статистике средней заработной платы, национальных нормативных документов и не ориентирована на методологию финансовых и налоговых органов.

Фонд оплаты труда (в статистике используется для исчисления средней заработной платы в целом по предприятию) определяется независимо от источников выплаты денежных сумм. Он отличается от статьи "затраты на оплату труда" в издержках производства и обращения и включает: оплату за отработанное время; оплату за неотработанное время (отпуск, оплата простоев не по вине работника, выходное пособие и т.д.); выплаты на питание, жилье, топливо; единовременные поощрительные выплаты. В состав последних включена материальная помощь, предоставляемая всем или большинству работников, так как она носит премиальный характер в отличие от материальной помощи, предоставляемой отдельным работникам по семейным обстоятельствам.

В состав затрат на оплату труда включаются:

1. Выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов;

2. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.;

3. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных условиях труда и т.д.;

4. Оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, денежных компенсаций за неиспользованный отпуск;

5. Выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;

6. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности в данной хозяйстве) в соответствии с действующим законодательством;

7. Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия (работников несписочного состава), за выполнение работ по заключенным договорам гражданско-правового характера;


8. Премии, вознаграждения и другие выплаты, начисленные за счет средств специального назначения и целевых поступлений.

В издержки производства и обращения не включаются следующие выплаты работникам предприятия, а также затраты, связанные с их содержанием:

1. Материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий;

2. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

3. Компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимых сверх индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации;

4. Компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях, предоставление его по льготным ценам или бесплатно работникам, а также детям, находящимся в детских дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;

5. Надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

6. Оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;

7. Другие виды оплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.

ТЕМА 15.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

15.1. Социальные функции государства

Существует несколько моделей социального рыночного хозяйства, которые различаются в зависимости от достигнутого уровня экономического развития, экономической конъюнктуры, национальных традиций и менталитета населения, политической ориентации общества и др.

Первая модель социального рыночного хозяйства получила широкое распространение после второй мировой войны (1939-1945 гг.). В классическом виде она была воплощена в жизнь в Германии в ходе послевоенных экономических реформ немецкого финансиста и политического деятеля Л. Эрхарда. В 50-е – 60-е гг. она использовалась в других европейских странах, в частности в Австрии, Бельгии.

Для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

· смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

· осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

· социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путём гарантии определённого уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

· направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

· регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

· большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

· регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Вторая модель , которую называют «социал-демократическая модель» и её применение связывают главным образом со Швецией («шведская модель»), имеет сходные черты с первой моделью, но и характеризуется существенными особенностями.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х гг., когда в Швеции стало реальностью успешное сочетание бурного экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в стране. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой «государства благосостояния».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путём проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Выделим специфические черты шведской модели:

· низкая безработица;

· профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

· централизованные переговоры по зарплате;

· значительный государственный сектор;

· тяжёлое налоговое бремя.

Из двух рассмотренных моделей можно сделать следующие общие выводы. Обе модели характеризуются активной ролью государства и государственного регулирования в социально-экономическом развитии стран. Государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, но осуществляет государственное регулирование не только на макроэкономическом, но и на микроэкономическом уровнях.

Рыночная экономика – не однообразная, а подвижная, динамическая система, где происходят процессы и усиления государственного регулирования, и дерегулирования в зависимости от их эффективности в конкретных условиях. Какими бы достоинствами модель рыночной экономики, применяемая в других странах, не обладала, она не может быть принята за основу для России, ибо любая модель должна соответствовать конкретно-экономическим условиям определённого периода с учётом исторических традиций, прошлого опыта, менталитета российского населения. Изучение западного опыта функционирования рыночной экономики необходимо, но не для его копирования.

В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 2 ст. 7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан России. Согласно Конституции РФ государство несёт ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов.

Из анализа реальных результатов деятельности по реализации государственных функций в социальной сфере можно сделать следующие выводы применительно к социальной политике в целом, проводимой в период рыночных преобразований.

Комплексной, целостной программы социальных реформ в «социальном государстве» не было, хотя было изобилие других программ (программа приватизации, программа стабилизации и др.).

Основным приоритетом экономической и социальной политики государства в процессе преобразований являлась программа обуздания инфляции. Однако цели социальной политики вступали в противоречие с целями финансовой стабилизации.

Факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни, проявлялись во многих сферах жизнедеятельности:

· в социальной сфере – ухудшение воспроизводства человека и качества жизни;

· в сфере производства – подрыв материально-технической базы отечественного производства, особенно отраслей потребительского сектора;

· в сфере обращения и обмена – высокая инфляция, дестабилизирующие перекосы цен;

· в сфере государственного управления – потеря управляемости экономики, ослабление роли государства, криминализация экономики и т.п.

Общеизвестны социальные издержки рыночных преобразований. Назовём некоторые обобщающие показатели: продолжительность жизни резко сократилась, у мужчин она не достигает конца трудоспособного возраста (58 лет); отрицательный естественный прирост прогнозируется Госкомстатом РФ за пределами третьего тысячелетия; производительность труда снизилась в 2 раза (в промышленности); у 1/3 населения (44-45 млн. человек) доходы ниже официального прожиточного минимума, около 20% живут в условиях нищеты; потенциал безработицы (а не официально регистрируемая Федеральной службой занятости) оценивается величинами порядка 25-30 млн. человек; минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли своё значение как важнейшие социальные нормативы.

Синтезирующий результат социальных преобразований в рамках монетаристской концепции – предельная поляризация общества, усиление процессов люмпенизации, интенсивное размывание среднего слоя. Наиболее многочисленный в прошлом средний класс в настоящее время составляет лишь 10-14%.

Социальной политике в период широкомасштабной трансформации должен быть присущ упреждающий характер. Зачастую социальные решения принимаются вдогонку событиям, как реакция на открытые проявления социальной неудовлетворённости.

Только спустя десять лет после начала реформ, в 2000 г., российское Правительство представило свою стратегическую программу развития до 2010 г. и план первоочередных действий по преобразованию экономики. Положительным фактором в заявленной стратегии является то, что социальный блок стратегии «Социальная политика» предшествует блоку «Модернизация экономики». Конечно, есть вопросы о том, как реализовать всё задуманное, но сама структура блоков стратегии правильно отражает её целевую направленность на решение социальных задач.

15.2. Система показателей комплексного прогноза уровня жизни.

В общем комплексе социальных проблем ведущую роль играют показатели уровня жизни населения.

Под уровнем жизни принято понимать обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Из приведённого определения следует, что уровень жизни важен не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с потребностями населения.

Компоненты уровня жизни – определённые потребности человека, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни в целом. Они имеют количественное и качественное выражение. Для этого применяются индикаторы, представляющие собой статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определённой сфере, характеризующей уровень жизни. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов.

Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях.

Питание . В качестве обобщающей оценки уровня и качества питания используются показатели: среднесуточное количество на душу населения килокалорий и граммов белка, в том числе животного происхождения.

Здоровье и здравоохранение . Основные измерители здоровья – средняя ожидаемость продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности.

Жилище . Измеряется общей площадью на душу населения.

Домашнее имущество . Измеряется обеспеченностью населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т.д.

Уровень культуры . Обобщающим показателем уровня культуры является среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше.

Платные услуги на душу населения и другие показатели.

Важность этих показателей для жизнедеятельности людей предопределяет необходимость фиксировать нормы, задавать ориентиры и наиболее важные направления управления ими с учётом требований экономической безопасности.

Поэтому изучением социальных показателей занимается с конца 60-х гг. ряд различных международных и региональных межправительственных организаций. Они разрабатывают и совершенствуют показатели в рамках своих интересов и компетенций. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет показатели состояния здоровья и доступа к услугам в области здравоохранения, а в сотрудничестве с Продовольственной сельскохозяйственной организацией Объединённых наций (ФАО) – показатели питания и недоедания. ЮНЕСКО совершенствует показатели в области образования, Международная организация труда (МОТ) – в сфере контроля за занятостью и безработицей. Научно-исследовательский институт социального развития при ООН разработал методику, называемую «профиль развития». Она основывается на определении связей между общими показателями развития и показателями социального развития.

Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся: ВВП на душу населения; доля товаров и услуг в структуре ВВП; денежные доходы на душу населения; начисленная среднемесячная зарплата одного работника (номинальная и реальная); средний размер назначенных месячных пенсий; реальные располагаемые денежные доходы; индекс потребительских цен; минимальная оплата труда; минимальный потребительский бюджет и др.

Третья группа показателей характеризуется интегральными показателями. Построение интегральных показателей сложно, поскольку для множества показателей, компонентов уровня жизни необходимо рассматривать взвешивающие коэффициенты. Существует ряд подходов к разработке интегрального показателя.

Наиболее распространённый интегральный показатель рассчитывается по методике ООН. Специалисты «Программы развития ООН» (ПРООН) разработали интегральный показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам.

ИРЧП является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом, интегрируя три компонента: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и уровень экономического развития (ВВП на душу населения). ИРЧП служит одним из возможных показателей для международных сопоставлений уровня жизни населения.

Он исчисляется как средний из трёх величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесённых к уровням этих показателей, достигнутых как наивысшие в мире.

Причины отбора этих конкретных показателей обосновываются как теорией развития человеческого потенциала, так и содержанием самих показателей. Теория развития человеческого потенциала исходит из того, что богатство страны могут создавать здоровые, трудоспособные, образованные, активные граждане. Развитие человека становится для многих стран конечной целью, а увеличение производства материальных благ – средство для достижения этой цели.

В 1994 г. индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный по методике ПРООН, составил 0,764, в том числе по развитым странам – 0,911 и по развивающимся странам – 0,576. Россия с индексом 0,792 возглавляла список стран со средним уровнем развития.

Начиная с 1995 г. по решению Правительства России проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Он призван стать наиболее крупной государственной системой непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.

К основным направлениям мониторинга социально-трудовой сферы относятся:

· доходы и уровень жизни населения;

· рынок рабочей силы, занятость и безработица;

· социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;

· условия и охрана труда;

· социально-демографические и миграционные процессы.

Система показателей мониторинга доходов и уровня жизни, который проводит Всесоюзный центр уровня жизни, состоит из следующих разделов: цены и доходы, расходы, потребительский рынок, критериальные показатели уровня жизни, интегральный показатель уровня жизни, общеэкономические показатели.

В каждом разделе определяются уровневые, структурные и динамические показатели.

Оценка уровня жизни населения должна проводиться в трёх аспектах: по сравнению с предыдущим периодом, по сравнению с критериальными нормативами (прожиточный минимум и др.), по сравнению с другими странами.

Мониторинг доходов и уровня жизни населения – одна из обязательных функций российских государственных органов.

15.3. Уровень и структура денежных доходов населения.

Доходы населения являются ключевым фактором, определяющим уровень жизни. Денежные доходы населения включают: зарплату наёмных работников; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Другие доходы включают объём скрытой зарплаты, которая отражает, как правило, зарплату, укрываемую предприятиями и организациями от налогообложения и выплачиваемую в различных формах: из денежной выручки без оформления платёжной ведомости; в виде покупки своим работникам недвижимости и предметов длительного пользования; денежной помощи; кредитов; выплат зарплаты через систему страхования и открытие депозитных счетов в банках и т.п.

Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Основные из источников информации о благосостоянии населения: баланс денежных доходов и расходов населения; обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимых Госкомстатом РФ; мониторинг Всероссийского центра уровня жизни и др.

Различают номинальные денежные доходы и реальные.

Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения. Реально располагаемые денежные доходы включают номинальные денежные доходы за вычетом налогов и различных обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотре минимальных социальных гарантий.

Расчёт ИПЦ производится путём объединения двух информационных потоков:

· данных об изменении цен, полученных путём регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

· данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год.

Наблюдения за уровнем цен производятся во всех регионах РФ, на предприятиях торговли всех форм собственности. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов России выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций производится с учётом их относительной важности для потребления, представительности, при этом имеются в виду отражение динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже.

Показатель реально располагаемые денежные доходы стал использоваться как обобщающий показатель уровня жизни с 1993 г. и заменил показатель реальные доходы населения. В нём учитывались, кроме денежных доходов, натуральные доходы в денежной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы.

Заработная плата многофункциональна. Она выполняла и выполняет в рыночных условиях ряд основных функций. Наиболее существенные из них:

· воспроизводственная, служащая основным средством воспроизводства рабочей силы определённого профессионального состава и качества;

· стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии производства и росте производительности труда;

· социальная, реализующая принцип социальной справедливости.

В настоящее время зарплата потеряла свою стимулирующую роль в повышении производительности труда и росте производства. Не реализуется в полной мере в современных условиях и социальная функция зарплаты из-за неоправданных разрывов в её уровнях. Высока дифференциация в зарплате между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями работающих.

Дифференциация зарплаты по регионам возросла с 3,4 раза в 1991 г. до 11,7 раза в 1999 г.

В начале 90-х гг. централизованное регулирование оплаты труда практически было упразднено; предприятия самостоятельно стали решать вопросы организации зарплаты, численности персонала, организации и нормирования труда. Прямое государственное регулирование ограничилось установлением минимального размера оплаты труда и определением ставок заработной платы работников бюджетной сферы. Итак, наиболее негативные социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике в сфере заработной платы состоят в следующем:

· произошло обесценение рабочей силы;

· необоснованно возросла дифференциация заработной платы между отраслями промышленности и народного хозяйства, предприятиями и категориями работников;

· утратилась связь между результатами труда и его оплатой;

· неплатежи зарплаты превратились в острую общенациональную экономическую и политическую проблемы.

Всё это обусловливает необходимость проведения реформы заработной платы и усиления государственного регулирования в этой сфере с учётом рыночных условий хозяйствования.

15.4. Использование денежных доходов и структура потребительских расходов населения.

Денежные расходы и сбережения населения включают: расходы на покупку товаров и оплату услуг; обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.); покупку иностранной валюты; прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Материальное благосостояние определяется не только общей суммой расходов, но и их структурой. Подавляющая часть денежных расходов используется на покупку товаров и услуг. Удельный вес расходов на питание характеризует качественный индикатор уровня жизни. Чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества.

Для регулирования уровня жизни населения важна не только динамика изменения доходов и расходов населения в целом, но и их структура для различных групп и слоёв населения. Статическую информацию такого порядка получают по результатам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом (Таблица1).

Средства, направляемые на потребление, объединяют денежные и натуральные выплаты, носящие индивидуальный характер. Фонд потребления включает, кроме того, выплаты за счет фонда социальной защиты и расходов на содержание объектов здравоохранения, культуры и спорта. В состав средств, направляемых на потребление, включаются: средства фонда оплаты труда.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:

1) Оплата за отработанное время:

Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;

Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам. В процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг);

Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;

Премии и вознаграждения, (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер независимо от источников их выплаты;

Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т. п.);

Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы;

Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;

Выплаты, обусловленные районным регулированием платы труда: по районным коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

Доплаты за работу во вредных или опасных условиях на тяжелых работах; доплаты за работу в ночное время;

Оплата работы в выходные и праздничные дни; оплата сверхурочной работы; оплата работника за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством;

Доплаты работникам, постоянно занятым на подъемных работах, за нормативное время их передвижения в шахте (руднике) от ствола к месту работы и обратно;

Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

Оплата специальных перерывов в работе;

Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы; выплата разницы в окладах при временном заместительстве;

Оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству; оплата труда работников не списочного состава;

Оплата труда лиц, не состоящих в списочном составе работников предприятия (организации), за выполнение работ по гражданским договорам, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими, а не юридическими лицами. При этом размер средств на оплату труда этих физических лиц определяется, исходя за сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов;

Оплата услуг (гонорар) работников не списочного состава (за переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению и т.д.);

2) Оплата за неотработанное время:

Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);

Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

Оплата льготных часов подростков;

Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

Оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

Оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;

Оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы;

Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за не проработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации;

Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови;

Оплата простоев не по вине работника; оплата за время вынужденного прогула;

3) Единовременные поощрительные выплаты:

Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты;

Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);

Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников;

Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством.);

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций;

Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков;

4) Выплаты на питание, жилье, топливо.

В фонд потребления входят, но не включаются в состав средств, направляемых на потребление: затраты на командировочные расходы, надбавки к зарплате взамен суточных работникам, направляемым для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, стоимость спецодежды, спецпитания, выплаты за счет средств фонда социальной защиты, включая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности, по уходу за ребенком, пенсии, возмещение причиненного ущерба, а также расходы за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Всю начисленную на предприятии заработную плату можно подразделить на следующие виды:

Основная заработная плата;

Дополнительная заработная плата;

Премии, вознаграждения по итогам работы за год.

Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работникам реже, чем два раза в месяц.

Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:

Оплата основного, дополнительного или учебного отпуска;

Компенсация за неиспользованный отпуск;

Выплаты выходного пособия при увольнении;

Выплаты при направлении работника на курсы повышения квалификации;

Оплата времени выполнения государственных обязанностей;

Прочие выплаты согласно действующему законодательству.

Выплаты работнику дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.

Вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направляемых на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как соотношение 12-ти месячных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

В качестве источников вознаграждения за труд на предприятии создаются фонды социальной поддержки и развития, фонд развития производства, резервный фонд. Эти фонды создаются для распределения доходов и дивидендов между работающими с целью повышения их заинтересованности.

Зарплата трудящихся людей, в основном, исчисляется в денежном эквиваленте, и многие задаются вопросом о том, каковы структура и состав фонда оплаты труда от доли, которая необходима для индивидуального применения людьми.

Фонд оплаты труда (или, коротко, ФОТ) включает в себя несколько составляющих. Чтобы знать, как рассчитать фонд заработной платы, нужно понимать, из чего он состоит. Это деньги компании, потраченные в течение определенного времени на награждения сотрудников за задания, которые были выполнены, премии и иные начисления.

Величина выплат происходит в форме оклада, по договору или тарифу. Но размер не бывает меньше МРОТ. В фонд оплаты труда входит связь между деньгами, качеством сил и их количеством. Таким же образом определяются начисления.

Главные детали

К видам начислений в зарплату относятся следующие.

  1. Деньги и натуральная оплата за выполнение производственных обязанностей за какой-то период.
  2. Суммы за время труда, которое еще не отработано.
  3. Надбавки в виде компенсаций и стимулирующих выплат, относящихся к режиму и условиям трудовой деятельности.
  4. Оплата за жилье, еду и расходов на топливо.

Все эти составляющие зарплаты целесообразно рассмотреть по отдельности.

Главная составляющая зарплаты

В фонд оплаты труда за определенное время включаются нижеизложенные суммы.

  1. Зарплата, которая начислена по тарифу и окладу, расценкам сдельного характера, а также выручки от продаж.
  2. Стоимость товаров, которые выданы как оплата труда в натуральном выражении.
  3. Премиальные и другие вознаграждения на регулярной основе, которые могут поступать из разных источников.
  4. Доплаты и надбавки за профессионализм, совместительство и по иным причинам.
  5. Компенсации в связи с режимом труда, например, при задействовании на опасном производстве, отработка сверхурочных, ночных смен и так далее.

В фонд заработной платы, как пример, входят и начисления тем лицам, которые не числятся в штате сотрудников или работают на основе совместительства. Правда, в отчетности их указывают в отдельном порядке.

Неотработанные дни

В ФОТ входят также такие начисления.

  1. За отпуска (на каждый год и дополнительные, а также предусмотренные договором конкретной организации).
  2. На время для учебы и переподготовки профессионала.
  3. На исполнение обязанностей государственного и общественного характера.
  4. Для предоставления льготного времени подросткам.
  5. При вынуждении трудиться неполный рабочий день по приказу администрации.
  6. Простои, вины в которых у персонала нет.
  7. Прочее.

Ежедневные расходы

Данная статья состоит из следующих частей.

  1. Продовольствия, предоставляемого на льготных условиях или бесплатно, отдельным сотрудникам различных отраслей, на основании закона или сверх него.
  2. Компенсаций либо предоставления отдельных услуг коммунального характера для определенного персонала (если жилье не предоставляется на бесплатной основе).
  3. Топливных расходов.

Поощрения единовременные

В данном случае речь идет о премиях и вознаграждениях, имеющих разовый характер, что включает в себя следующие виды.

  1. За выслугу.
  2. По результатам работы.
  3. За отпуск, который не был использован.

Также поощрения, как пример, дополняются начислениями для отдыха, различными выплатами, выданными по инициативе работодателя.

Платежи выдают ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Формирование фонда оплаты труда состоит из ежемесячных отчислений. При этом считается средняя зарплата и в компаниях, и в отрасли. Оценка помогает получить сведения, из чего они применяются, чтобы:

  • определить затраты на рабочую силу;
  • построить порядок формирования прибыли;
  • посчитать ВВП.

Эти данные используют и для того, чтобы находиться в балансе между отраслями, построить функции производственные и иные. С их помощью анализируется экономика, отмечается ее рост, а также уровень жизни людей. Расходы на оплату труда являются важными, а иногда и ключевыми моментами себестоимости.

Рабочие

Выплаты разным категориям сотрудников, включенные в заработную плату, осуществляются по отдельному учету. Все начисления специфичны. Это демонстрирует, как анализ состава и структуры фонда оплаты труда, так и различных групп в определенных отраслях. Формула для начислений, в том числе, за время, которое было отработано, служит основой для разработки политики финансов и подписания договоров коллективного характера внутри компаний.

Составляющие системы

Анализ ФОТ заключается в обследовании часовых, дневных и месячных начислений. Под первыми подразумевают смену ставок, тарифов, компенсации и остальных выплат за отработанные часы. Во втором случае считают отчисления и часы, что входит в оплату ежедневно. Это льготы для подростков, простои, сверхурочные и другие. А под месячным начислением понимают систему со всеми звеньями, указанными выше, а также другие за неотработанное время. Также сюда относят компенсации и поощрения, расходы на топливо, жилье и питание.

Динамика

Исходя из этого показателя, компания применяет свое время более рационально. Если, как пример, часовой фонд заработной платы (или ФЗП) увеличивается, то целесообразно говорить об интенсивном росте показателя за день. Сведения о системе начислений используются, исходя из среднего уровня денежного содержания сотрудников в определенный период. Это учитывается, когда производится расчет фонда, производительности за месяц и иных показателей.

Соцначисления

К социальным выплатам, входящих в ФОТ, относятся компенсации и льготы, которые даются на лечение, отдых, проезд и иные цели. Данные суммы не являются главной составляющей зарплаты работников. В то же время, они служат определенным доходом лицу, трудящемуся в организации. Среди средств, входящих в социальные выплаты, выделяются:

  • надбавки к пенсиям и пособия тех, кто увольняется из-за возраста;
  • страховые возмещения сотрудникам по разным договорам;
  • страховые взносы на здравоохранение;
  • выходные пособия, выплаченные из-за прекращения договоров, а также суммы уволенным служащим при трудоустройстве из-за сокращения сотрудников или ликвидации предприятия;
  • финансовая помощь в связи с семейными обстоятельствами (выплачивается разово);
  • оплата билета до работы;
  • стипендии сотрудников, которые проходят обучение в учебных учреждениях от руководства;
  • иные расходы.

Выплаты осуществляются, согласно закону. Но существенная их часть относится к договорам, заключенным между государственными учреждениями и администрацией компании. Так, предприятия оплачивают взносы в пенсионный и социального, и медицинского образования фонды, а также госслужбу занятости.

Номинальная и фактическая зарплата

Фонд оплаты труда состоит и из зарплаты, которая считается вознаграждением за труд и является очень важным стимулом. Номинальная заработная плата – это сумма, которая должна войти в ведомости и характеризует денежные пособия, а также расходы сотрудников. Но при расчете настоящей заработной платы учитывается финансовая способность. Она считается как комплекс товаров и благ, которые покупают на соответствующие средства. Реальные деньги считаются из положенных к оплате налогов, ценового показателя и номинальной зарплаты. Если из-за инфляции происходит снижение размера выплат, то делается индексация.

Для чего бухгалтерами и экономистами используется в расчетах суммы, которые называются фонд оплаты труда? Каким образом ее определяют? Как контролируют расходы на фонд оплаты труда? Эти вопросы нужно знать руководящему звену и всем, кто занят анализом и планированием для того, чтобы правильно организовать прибыль и эффективную работу всего предприятия.

Понятие и значение

Получение финансов за выполнение производственных обязанностей стимулирует тружеников участвовать в работе предприятия. Все начисления, из которых формируется , а также , компенсационные выплаты за время нахождения на рабочим и служащим предприятия составляют фонд оплаты труда (ФОТ). Эта важная составляющая финансовых затрат предприятия, которая обязательно включается в .

Применяют данный фонд для планирования производства в будущей работе и для отчетности.

В связи с этим есть несколько периодов , за которые его рассчитывают:

  • месяц;
  • квартал;
  • день;

Давайте рассмотрим, каким образом нужно рассчитывать размер ФОТ за отдельные расчетные сроки и что нужно учитывать при этом.

Структура ФОТ

Для определения размера общей суммы затратных средств, который называют ФОТ, включаются такие доходы рабочих :

В размер ФОТ не нужно включать следующие суммы:

  • выдачу дивидендов;
  • безвозмездные ссуды;
  • социальные пособия и компенсационные выплаты из Государственных бюджетов;
  • годовые премии по итогам работы;
  • любого вида материальную помощь;
  • компенсации при увеличении цен.

Все суммы выплат, которые в течение календарного года не носят постоянного характера или выплачены из страховых фондов, не должны приниматься в расчет ФОТ.

С чего состоит ФОТ и о порядке оплате труда сотрудникам рассказано в следующем видеоматериале:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Формирование (планирование) фонда

Любой бизнес не может иметь успеха без предварительного планирования. Для процветания предприятия должна быть получена , которая образуется в том случае, если затраты не превышают доходов.

ФОТ относиться к расходной части, на которой стараются сэкономить. Но заинтересованность в работе нанятых трудящихся должна быть тоже максимальной. Поэтому общая сумма выплачиваемых доходов трудящимся должна удовлетворять и работодателя и его штатных сотрудников .

Обычно предприятия планируют размер расходов на денежные поощрения за труд на основе предыдущих периодов.

Методы определения ФОТ применяют в зависимости от специфики работы организации:

  • в зависимости от сдельных расценок;
  • на основе окладов;
  • по тарифной сетке.

В РФ ФОТ формируется в виде общей денежной суммы, которая причитается труженикам за отдельный период времени.

Эффективность использования и осуществление контроля

Правильно спланированные расходы, которые заложены в ФОТ, не должны снижать мотивацию трудового коллектива. При этом они позволят предприятию получить прибыль и успешно выдержать рыночную конкуренцию. Заработная плата и поощрения работников всегда должны быть в разумных пределах.

Размеры вознаграждений рассчитывают с учетом определения перспектив экономического развития производства.

Для формирования ФОТ используют один из таких методов :

  • приростной - это когда с увеличением объемов производства на один процент возрастает оплата за труд;
  • процентный - его часть определяется уровневым соотношением к общему объему производства;
  • остаточный - как часть дохода в составе прибыли предприятия.

Формирование суммы ФОТ включает планирование резерва средств, из которого будут использованы деньги в случае нехватки их на все причитающиеся выплаты за труд. И наоборот, если размер запланированного бюджета для зарплаты работников превысил общую сумму выплат, то остаток отправляют в резерв.

Эффективность планирования размера ФОТ определяется по балансу рабочего времени, из которого исключены уважительные невыходы на работу в связи с болезнью, отпуском и т.п.

Порядок расчета

Как же правильно рассчитать ФОТ, чтобы не было ошибок, которые могут снизить интерес к работе у штата сотрудников? От определения суммы запаса на выплату зарплаты и поощрений во многом будет зависеть и успех работы в планировании на перспективу всех расходов на финансирование работников.

В определении размера ФОТ нужно применить:

  • расчетные ;
  • утвержденное в организации ;
  • сданные в бухгалтерию для начисления выплат за предыдущие периоды.

К тому же в расчетах должны быть использованы все существующие на предприятии варианты компенсаций, доплат, надбавок, поощрений, премий, денежной помощи. При сдельной оплате параметрами определения суммы ФОТ необходимы будут расценки и объем плановых работ, произведение которых и даст нужный результат.

Проводить расчеты можно разными методами:

  1. Приблизительный – в связи с запланированным объемом производства;
  2. Более точный вариант расчета – рассчитать предполагаемую зарплату каждого рабочего, занятого в производстве.

Для определения ФОТ можно использовать часовую тарифную ставку и эффективный баланс рабочего времени.

Это значение определяется по такой формуле:

Ʃфот = ТCn * ЧCПn * Тэф,
где ТСn – тарифная ставка (в часах, днях) рабочего n- разряда, руб.;
ЧCПn – количество рабочих n-ого разряда, чел.;
Тэф – фонд рабочего времени по балансу (кол-во рабочих часов или дней).

Для сдельщиков размер фонда определяется по формуле:

Ʃфот =Рn * Vn,
где Рn - единичная сдельная расценка одной операции или изделия в объеме производственной программы;
Vn - объем продукции n-го вида.

Средний за год размер ФОТ для управленцев, ИТР и служащих определяется по размерам их окладов путем умножения месячного заработка каждой группы работников на их количество и на 12 (число месяцев).

Пример расчета

Приведем пример расчета ФОТ для сервисной организации, обслуживающей автомобили.

Утвержденные должностные оклады администрации предприятия в месяц составляют:

  • Главный управляющий – 20 000 руб.
  • Бухгалтер – 15000 руб.
  • Офис-менеджер – 12 000 руб.
  • Снабженец – 13 000 руб.

Утвержденные часовые тарифы и количество сотрудников по штатному расписанию:

  • автослесарь –95 руб./час, кол-во работников – 6 человек;
  • автоэлектрик – 84 руб./час, число тружеников – 6 человек;
  • сварщик – 150 руб./час.

Премиальные выплаты сотрудникам установлены в размере 10%.

Рассчитываем месячный ФОТ администрации предприятия по их должностным окладам:

20 000 + 15 000 + 12 000 + 13 000 = 60 000 руб.

Теперь нужно определить общую сумму заработка для работников, разделяя их по отдельным группам:

(6*95*167ч. +6*84*167 ч. +150*167 ч.)*1,1 = (95 190 +84 168 +25 050)*1,1 = 224 849 руб.,

где 167 ч – это среднее количество часов в месяц за год.

Среднемесячный ФОТ составит:

60 000 + 224 849 = 284 849 руб.

Если нужно рассчитать планируемую сумму ФОТ всей организации конкретно по каждому месяцу в году, то для этого уточняем утвержденное законодательством количество рабочих часов по каждому месяцу при пятидневной рабочей неделе и 8-часовым днем. Затем рассчитывается точная сумма ФОТ на год путем суммирования всех значений за каждый месяц.

В данном примере мы рассчитаем не конкретный, а среднемесячный годовой размер ФОТ:

284 849 * 12 месяцев = 3 418 186 руб.

Таким образом, получен средний размер планируемого ФОТ за год.

Отличие фонда оплаты труда от фонда заработной платы

Многие путают понятия ФОТ и фонд заработной платы, т.к. они оба имеют отношение к общей сумме доходов работников. Но отличие все же есть. Сумма начисленной зарплаты – это ФОТ, а денежные средства, выплаченные работникам, – это фонд зарплаты.

Например, на предприятии за месяц было начислено к выплате за труд наемных рабочих 600 тыс. рублей.

В этом же календарном периоде были проведены две процедуры выплаты денежных средств рабочим, которые представляли в первом случае сумму долга по зарплате за предыдущий месяц – 300 тыс. руб.; а во втором аванс – 250 тыс. руб.

В итоге мы получили фактический месячный размер ФОТ – 600 тыс. рублей, а фонд заработной платы за этот период составил 550 тыс. рублей.

Некоторые особенности

Доходы по фактическому ФОТ попадают под удержания взносов в бюджет.

Как снизить взносы по налоговым обязательствам в 2016 г. - обдумывают многие бухгалтера.

Возникновение данного вопроса повлекла отмена единого социального налога для ИП и в связи с заменой его на во внебюджетные фонды, которые действуют в 2016 г. и для них теперь составляют 30% от ФОТ. При таких обязательствах также продолжает свое существование.

Поэтому многие озабочены поиском схем оптимизации в сфере выплаты трудящимся за выполнение работы, что в свою очередь должно привести к снижению налогового бремени.

Теперь, чтобы работник получил заявленную зарплату, организации нужно увеличить ФОТ от 20 до 50%. Понятно, что такие показатели расходных статей требуют мер для экономии затрат на вознаграждении трудящихся за их труд.

Снизить размер ФОТ можно следующими методами:

  1. Производить часть выплат с применением «конвертной» системы.
  2. Переформировать систему выплат заработанных доходов, используя при этом вид оплаты отличный от денежного эквивалента.
  3. Расформировать основную заработную плату в другие формы.

Возможно, есть и другие формы денежных поощрений за труд, которые устраивают работодателя и трудящихся предприятия. В любом случае это должен быть, прежде всего, компромиссный вариант, который не нарушал бы закон.

Теперь вы знаете, как нужно планировать ФОТ в зависимости от того, какая форма расчета заработной платы применяется на предприятии.

Порядок расчета заработной платы при разных системах оплаты труда приведен в данном видеосюжете:

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство