Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.). Список литературы на тему: Международные стандарты В начало Что собой представляют МСА
В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:
Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?
С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:
- согласование условий аудиторских заданий;
- контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
- аудиторская документация;
- формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
- информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
- модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.
Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.
Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024
Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным
Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.
Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.
Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.
Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.
Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.
Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.
Последствия для бизнеса
Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.
Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.
Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.
Последствия для бухгалтерии
Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.
Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?
Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.
С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.
Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.
Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.
Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.
Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.
Министерство финансов России своим приказом от 24.10.2016 N 192н ввело в действие 30 международных стандартов аудита. Они будут распространяться на контроль качества учета, аудит финансовой информации, задания по проведению обзорных проверок и другие сопутствующие аудиту услуги. Данные стандарты были признаны Правительством РФ еще летом 2015 года и с этого момента Международная федерация бухгалтеров приступила к официальному переводу на русский язык всех документов, содержащих международные стандарты аудита. Все они прошли необходимые экспертизы и вот теперь допущены для применения в России.
Перечень международных стандартов аудита, утвержденных Минфином
- Международный стандарт контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг";
- Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита";
- Международный стандарт аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
- Международный стандарт аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности";
- Международный стандарт аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля";
- Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";
- Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения";
- Международный стандарт аудита 320 "Существенность при планировании и проведении аудита";
- Международный стандарт аудита 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски";
- Международный стандарт аудита 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации";
- Международный стандарт аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
- Международный стандарт аудита 500 "Аудиторские доказательства";
- Международный стандарт аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях";
- Международный стандарт аудита 505 "Внешние подтверждения";
- Международный стандарт аудита 520 "Аналитические процедуры";
- Международный стандарт аудита 530 "Аудиторская выборка";
- Международный стандарт аудита 550 "Связанные стороны";
- Международный стандарт аудита 560 "События после отчетной даты";
- Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов";
- Международный стандарт аудита 620 "Использование работы эксперта аудитора";
- Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов";
- Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов";
- Международный стандарт обзорных проверок 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации";
- Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов";
- Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 "Проверка прогнозной финансовой информации";
- Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации";
- Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов";
- Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг";
- Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации";
- Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции".
Приказ об утверждении международных стандартов аудита зарегистрирован Минюстом 10 ноября 2016 года и вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Однако сами стандарты начнут применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, а именно с 1 января 2017 года. Это определено Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).
Дадим их общую характеристику.
группа - «Введение» - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.
группа - «Обязанности» - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
группа - «Планирование» - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.
группа - «Внутренний контроль» - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.
группа - «Аудиторские доказательства» - состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.
группа - «Использование работы третьих лиц» - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.
группа - «Аудиторские выводы и заключения» - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.
группа - «Специальные области аудита» - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.
группа - «Сопутствующие услуги» - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.
Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.
Перечень Международных стандартов аудита мса:
Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):
200-299 общие принципы и Обязанности
МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА»
МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания»
МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника»
МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля для представителей собственника и руководства организации»
300-499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»
МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита"
МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам»
МСА 402 «Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
500-599 Аудиторские доказательства
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Аудиторские доказательства - особенности оценки отдельных статей»
МСА 505 «Подтверждение из внешних источников»
МСА 510 «Первичное аудиторское задание - начальные сальдо»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной с ними раскрываемой информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «Последующие события»
МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации»
МСА 580 «Письменные представления»
600-699 Использование услуг других лиц
МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)»
МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора»
700-799 Аудиторские выводы и заключения
МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»
МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»
МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»
МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел "прочие вопросы" аудиторского заключения»
МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»
800-899 Особые аспекты
МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения»
МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»
МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности»
Аудит финансовых вложений.
Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.
Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает:
Документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;
Бухгалтерскую отчетность;
Приказ об учетной политике организации;
Регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
Первичные документы по отражению финансовых вложений.
По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией:
Порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;
Рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;
Формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник для вузов / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. - М.: Юрайт, 2013. - 447 c.
2. Бабаев, Ю.А. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 398 c.
3. Воронина, Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Л.И. Воронина. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 200 c.
4. Грачева, М.Е. Международные стандарты аудита (МСА): Учебное пособие / М.Е. Грачева. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 138 c.
5. Карагод, В.С. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие для бакалавров / В.С. Карагод, Л.Б. Трофимова. - М.: Юрайт, 2013. - 322 c.
6. Константинова, Е.П. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.П. Константинова. - М.: Дашков и К, 2011. - 288 c.
7. Куликова, Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности. Нефинансовые активы организации: Учебное пособие / Л.И. Куликова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 400 c.
8. Макальская, М.Л. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / М.Л. Макальская, Н.И. Ковалева. - М.: ДиС, 2013. - 112 c.
9. Миславская, Н.А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2012. - 372 c.
10. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / В.Ф. Палий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 506 c.
11. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие / В.Ф. Палий. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 304 c.
12. Панкова, С.В. Международные стандарты аудита: Учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - М.: Магистр, 2009. - 287 c.
13. Пласкова, Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова, Н.С. Пласкова; Под ред. М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 320 c.
14. Суворова, С.П. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c.
15. Тютюрюков, В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник / В.Н. Тютюрюков. - М.: Дашков и К, 2013. - 200 c.
Стандарты позволяют осуществлять регулирование деятельности специалистов в области аудита . Отметим, что они являются признанными в большинстве стран мира, так как способствуют достижению объективности в вопросе аудиторского мнения и процессу создания всей отчетности предприятия, относящейся к финансовому сектору.
Используя их, существует возможность установки определенных критериев , которые являются едиными в сравнении результатов обеспечения деятельности аудиторского характера. Однообразие деятельности аудиторского вида – это важное условие для обеспечения многообразия методик, которые используются на практике.
Определение
На основе документов аудиторского характера появляется возможность сформировать программу , которая обеспечивает подготовку специалистов. Документы выступают в качестве основного доказательства во время судебного разбирательства и определения меры ответственности.
С их помощью существует возможность установить подход к проведению аудита, к масштабам аудиторской проверки, видам отчетов, методологии и так далее.
В том случае, если специалист во время осуществления своей рабочей деятельности отступает от применения правил, то он должен готов объяснить, на основании какой причины это было сделано .
Применение требований международного характера является очень важным в процессе выполнения работ. Это объясняется тем, что документы:
- Позволяют обеспечить качество осуществления проверки.
- Способствуют тому, что люди понимают весь происходящий процесс.
- Возможность создания имиджа данной деятельности.
- Отсутствие необходимости осуществлять контроль государственными органами власти.
- Помощь специалисту в вопросе ведения переговоров с заказчиками.
- Обеспечение связи между отдельно взятыми процессами.
Документы определяют подход к реализации аудиторских действий, масштабам проверки, различным сопутствующим вопросам. Отечественные разрабатываются на основании международных алгоритмов.
В общем виде, процедура может иметь национальный, внутренний и международный характер. В результате, общей целью является создание и использование пакетов внутренних стандартов, детализированных и регламентируемых требования к проведению проверок, а также оформлению заключений.
Каким образом осуществляется классификация
Стандарты аудиторской сферы представляют собой документы , в которых сформулированы требования и подходы для того, чтобы успешно осуществить проведение данной деятельности.
В основе лежат учебные программы для того, чтобы подготавливать аудиторов и требования для ведения экзаменационной деятельности. Их применение должно способствовать изменению экономических условий. Как следствие, они требуют регулярного пересмотра .
Они предназначены для того, чтобы обеспечить унифицированный подход в международных масштабах и развитие в тех странах, где их уровень является значительно меньшим, чем используемый во всем мире.
Итак, на сегодняшний день существует 39 стандартов . Они разделены между собой на 9 групп и 11 положений. Их общая характеристика следующая:
- Введение.
- Обязанности.
- Планирование.
- Обеспечение внутреннего контроля.
- Доказательства аудиторского характера.
- Применение «третьими лицами».
- Выводы и заключения.
- Специализированные области.
- Услуги сопутствующего типа.
К введению относят два стандарта, в которых максимально подробно изложены принципы и процедуры осуществления рабочей деятельности аудиторов и принципы формирования. В обязанности входит 8 документов, в которых находятся общие положения, в том числе задачи и цели, а также обеспечение контроля качества.
К третьей группе, в которой описано планирование, предоставлена информация про то, как осуществлять план проведения проверки. В данном случае сюда относят три документа.
Группа внутреннего контроля также имеет три стандарта . Здесь осуществляется изучение вопросов, которые относятся к оценке рисков и контролю проведения проверки в области информационных технологий. Под аудиторскими доказательствами подразумевают 11 документов, в которых разъясняется связь назначения доказательств и методов проведения проверок.
К группе применения работы третьих лиц относят три стандарта аудита, посвященных применению и оказанию дополнительных услуг экспертов, прочих аудиторов, а также материалов для проведения финансовой проверки. К выводам и заключениям относят 4 документа. Данный пункт посвящен завершению проверки и составлению заключения аудиторского характера.
К специальным областям аудита относят два основных стандарта , которые посвящены составлению отчета для проведения аудита путем использования специальных аудиторских заданий и применению финансовой информации, которая ожидается. Последняя, девятая группа – это сопутствующие услуги. Сюда входит три стандарта, которые посвящены услугам по аудиту отчетности финансового характера.
Начиная с 2017 года, на территории Российской Федерации функционирует 30 международных стандартов . В том числе, к ним относят:
- Согласование реализации процесса аудиторских знаний.
- Контроль качества при осуществлении процедуры.
- Создание документации.
- Создание заключительной финансовой отчетности.
- Информирование про ключевые вопросы.
- Мнение про заключения.
Помимо этого, начиная с этого года, в значительной степени увеличилась степень ответственности для специалистов . Министерство финансов России предлагает наказывать аудиторов не только штрафами, но и уголовной ответственностью за то, что ими было выдано заключение не соответствующее действительности.
Также составляется более подробное заключение, которое соответствует международным стандартам. Данная форма заключения может содержать оценку отчетности компании и обращать внимание на самые важные моменты в работе. Таким образом, одна из новых форм предполагает указание расширенной информации для специалистов бухгалтерии и других заинтересованных лиц .
Прежде всего, к ним относят акционеров, лиц, входящих в совет директоров, и прочих, принимающих ключевые решения в деятельности компании.
Новые требования уже смогли отразиться как на отдельно взятых специалистах, так и на организациях, которые проверяются. Именно поэтому, прежде чем составлять документацию, необходимо в полной мере ознакомится с правилами, которые были введены с января 2017 года.
Профессиональные внутренние
В соответствии с законодательством РФ, к внутрифирменным правилам и стандартам деятельности, которые функционируют в организации, осуществляющей аудиторскую деятельность, относят стандарты внутреннего вида .
Профессиональные внутренние стандарты – это документация, в которой детализированы и регламентированы одни требования, обеспечивающие осуществление и оформление аудиторской документации. Они принимаются и утверждаются аудиторскими организациями для того, чтобы обеспечить эффективность работы и соответствие определенным правилам ведения финансовой работы.
Организация должна выполнять работу по формированию пакета внутрифирменных стандартов. Они отражают собственный подход к проверкам, которые проводятся. Следствием становится составление заключения исходя из принципов организации и проведения аудиторской деятельности.
Внутрифирменные стандарты позволяют обеспечить регламент деятельности аудиторов в рамках компании и обеспечивают ряд дополнительных основ для того,чтобы регулировать реальные и потенциальные конфликты, возникающие во время рабочего процесса.
К стандартам аудиторской деятельности, которые принимаются внутри фирмы, можно отнести те, которые утверждаются в порядке, который был установлен законодательством или стандартами, инструкциями, разработками методического вида, пособиями и прочими видами документации. Они должны быть обязательны к использованию в аудиторских организациях. Дело в том, что такие документы позволяют раскрыть внутренний подход к реализации аудита. Вместе они представляют собой процесс описания подхода комплексного вида к организации и технологиям аудиторской деятельности.
Необходимо отметить, что такие стандарты утверждаются руководителем аудиторской компании, если внутренние документы не предполагают что-либо иное. Документы могут пересматриваться в случае, если осуществляются изменения в действующем законодательстве страны, в специализациях или же при изменении собственника.
Таким образом, крайне важно соблюдать правильность выполнения работы по финансовому аудиту предприятия или организации. Для этого рекомендуется обращаться за помощью в те компании, которые предоставляют услуги данного вида на протяжении длительного периода времени и, соответственно, знают нормативную базу, законодательство и нюансы выполнения работы по аудиту.
Если же данный вопрос изучать самостоятельно и углубленно, то на это уйдет очень много времени. К тому же, ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство Российской Федерации.